Выходные на Ак-тру Кутовенко 2008: различия между версиями

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Нет описания правки
Строка 5: Строка 5:

==Трек==
[[Файл: TrackUpToAktru.rar|тут]]
[[Файл: TrackUpToAktru.rar]] - тTrackUpToAktru.rarут можно скачать gpx трек примерно от 800го километра М52 до голубого озера под вершиной Актру (через Курай, Кзылташ, кородон Перевалку и альплагерь Актру). Может быть полезен тем, кто не знает как доехать до Перевалки.
Тут можно скачать gpx трек примерно от 800го километра М52 до голубого озера под вершиной Актру (через Курай, Кзылташ, кородон Перевалку и альплагерь Актру). Может быть полезен тем, кто не знает как доехать до Перевалки.
==Участники==
*[[Кутовенко Мария]] (руководитель вылазки)

Версия от 17:06, 17 июля 2012

Группа на Ак-тру

Трек

Файл:TrackUpToAktru.rar - тTrackUpToAktru.rarут можно скачать gpx трек примерно от 800го километра М52 до голубого озера под вершиной Актру (через Курай, Кзылташ, кородон Перевалку и альплагерь Актру). Может быть полезен тем, кто не знает как доехать до Перевалки.

Участники

Введение

Готовясь к походу III-ей категории сложности на Терскей Алатоо, было решено устроить тренировку-восхождение на Алтае. Для такой тренировки идеально подходила гора Ак-тру. Гора расположена на Северо-Чуйском хребте, высота по разным источникам колеблется от 4000 до 4100м над уровнем моря. Простейший путь на вершину имеет сложность 2А. Вылазка была запланирована на 4 дня: с 11 по 14 июля 2008 года. Нас собралось 8 человек, и мы договорились встретиться в деревне Курай (на Чуйском тракте), откуда уже совместно планировали выдвигаться до кордона Перевал на заказном Уазике, а затем пешком в долину реки Ак-тру. Пользовались описанием и напутствием Симонова Николая - http://sab.sscc.ru/~tour/Altay2000/Altay00.html.

Дорога до Курая и Перевалки

Бродим Тюте

Из Новосибирска 9 июля двое (Илья и Леонид) должны были выехать до Бийска на поезде, но так сложились обстоятельства, что Леонид отстал от поезда и в итоге не поехал. 11 июля в 3:40 утра остальные 6 участников выехали из Новосибирска на двух легковых машинах. В Курае мы были в 17:30, до Курая от Новосибирска 825 км. В деревне мы встретили Илью. От Курая до Перевалки ехать 24 километра, дорога проходит по Курайской степи. По пути нужно переехать в брод небольшую речку и в конце преодолеть крутой каменистый подъём длинной примерно 300метров. Так как погода на днях стояла ясная, и дожди не шли, то было решено ехать на своих машинах (Toyota Camry, Лада 2110). От Курая сначала нужно ехать до моста через Чую, а затем дорога уходит вправо и идёт до холмов. Подъезжая к холмам нужно будет переехать небольшую речку – наши машины с этим справились отлично.

После брода дорога уходит налево вдоль холмов. Затем перпендикулярно дороге будет проходить арык, и дорога уйдёт в лес. Тут есть два варианта пути: прямо и направо. По дороге прямо попадаются большие камни, но подъём относительно пологий. А если ехать направо, то подъём будет покруче, но и булыжников будет меньше. Мы поехали направо, и тем не менее в нескольких местах задели днищем камни. Приехали на Перевалку в 19:30, тут есть стоянка, где можно оставить машину за 100рублей в сутки. Дальше до альплагеря в долине реки Ак-тру есть дорога, но по ней пройдет даже не каждый джип. До альплагеря остаётся 8 километров.

Дорога от Перевалки до альплагеря

В 20:00 мы выдвинулись в сторону альплагеря. Дорога идёт набитая, местами даже автомобильная. Вдоль дороги растёт жимолость, смородина, малина. Через 4,5 километра дорога выходит к реке Ак-тру и совсем выполаживается. И, казалось, что сбиться с пути невозможно, но тем не менее Катя случайно перебродила на другую сторону реки. В 22:00 мы встали близ альплагеря. Высота над уровнем моря 2000 метров.

От альплагеря до голубого озера

Бараньи лбы
По леднику до голубого озера

На следующий день (12 июля) мы встали в 5.30, вышли в 7.15. В сторону голубого озера от альплагеря ведёт набитая тропа (по левой стороне Ак-тру), однако после пересечения уровня леса тропа выводит на морену, и дальше следует передвигаться по турам. Пройдя некоторое время по морене мы вышли на поляну, на которой при желании можно переночевать и с которой виден ледник Правый Большой Ак-тру. Дальше дорога, круто поднимаясь, уходит вправо, оставляя слева большие скалы – бараньи лбы. После подъёма дорога выходит на морену ледника. Здесь мы вышли на ледник и прошли вдоль ближнего борта метров 800. Затем мы начали подниматься по тропе (которую видно) вправо (по ходу движения). Преодолев небольшой подъём, мы вышли к голубому озеру, на часах 10.25. Около озера стоит желто-черный домик гляцеологов. На домике написано, что высота над уровнем моря здесь 2840 метров.

Голубое озеро находится в ращелине между пиками Стажёров и Кзыл-Таш. Место это очень романтичное и поэтому мы решили тут заобедать.

Путь по леднику до взлёта на гребень Ак-тру

Идём по леднику
Последняя ступень ледника

В 12.10 мы выдвинулись дальше. От озера ещё метров 700-800 тропа шла по морене, а затем выводила на ледник. Трещины начинаются практически сразу, поэтому следует идти в связках. Пройдя немного по леднику, справа открылись большие трещины, «закругляющиеся» резко вниз к левому склону. Поэтому в этом месте ледника следует выходить на середину – там его проще распутывать. Нам повезло – в этом месте ледник был открытый. Однако, после преодоления одной ступени ледника, мы вышли к месту, где было довольно много снега, пришлось надеть фонарики.

Практически все трещины были скрыты, поэтому скорость передвижения наша заметно упала. И вот, когда до плато (которое перед взлётом на гребень) осталась одна ступень ледника, начала портиться погода. На фото изображена последняя ступень.

Скопление трещин в середине можно обойти либо слева, либо справа. Нам показалось, что слева положе, и мы пошли слева (наш путь пролегал примерно посередине фотографии). Т.к. погода портилась и видимость становилась всё хуже и хуже, то было решено становится на ночёвку, время 17.50. Как позже выяснилось, до плато мы не дошли примерно метров 800. Через некоторое время пошёл снег с градом, видимость упала до 10 метров. Нам лишь оставалось петь песни про хорошую погоду, надеясь на то, что утром будет солнечно и ясно. GPS показал высот 3550 метров.

Радиальное восхождение

Так и шли... Фотография с места ночёвки

На следующий день (13 июля) мы встали в 5.00, погода была замечательная, и даже проглядывался наш путь на гребень. Фотография с места ночёвки. Путь наш шел на гребень через седловину.

В 7.50, оставив вещи в палатках, мы пошли покорять Ак-тру. В 8.20 мы уже начали подниматься на гребень. Крутизна этого подъёма около 25-30 градусов. Затем, поднявшись на гребень, нужно идти по гребню на восток. Опасность заключается лишь в том, что на север свисают опасные карнизы, поэтому по гребню стоит идти максимально близко к южному склону. Ещё перед вершиной будет небольшой спуск, а затем подъем. Последние 50 метров до вершины нужно пролезть по камням. На вершине мы были уже в 10.00. GPS показал высоту 4050метров. Сняли записку туристско-альпинстского клуба томского университета систем управления «Такт» от 20 июня 2008 года. Полюбовавшись и нафотографировавшись вдоволь, мы начали спуск.

Спуск

В 11.10 мы подошли к палаткам и начали сборы. В 12.10 вышли к голубому озеру. В 14.20 мы уже были на голубом озере. Решили устроить тут неспешный обед, расставаться с горами так не хотелось. Но всё когда-то кончается, и в 16.30 мы неохотно, но быстро двинулись дальше. Мы решили в альплагере не останавливаться, а пройти чуть дальше в сторону Перевалки. Как раз примерно посередине между альплагерем и Перевалкой есть место для стоянки с лавочками, костровищем и столом. На нём мы и остановились в 19.10. Следующим утром мы вышли в 9.20. На Перевалке неспешно погрузились в машины и поехали домой. В 13.00 мы проехали Курай и нам оставалось 820 километров по М52. Домой мы приехали примерно в 1.30 уже 15 июля.