Слово о полку Радеева: различия между версиями

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску
мНет описания правки
Строка 198: Строка 198:

Лагерь засыпает, но мафия пока не просыпается (см. главу 4)…
[[Категория:Байки и рассказы]]

Версия от 11:33, 27 мая 2022

Летопись похода I категории сложности на Курайский хребет «Слово о полку Радеева»

Автор: Грудинина Софья - метеоролог, летописец, хронометрист, фотограф (по словам руковода, человек-паровоз).

Перед началом маршрута

Пролог

Большинство участников похода – новички, которые впервые идут в категорийный поход (в том числе и автор), поэтому не удивляйтесь, если обнаружите на страницах сего труда привычные более опытным туристам ситуации, которые, однако же, в новинку для автора и остальных участников, а потому они вполне могут сопровождаться удивлением, восторженными комментариями и тяжело скрываемым: «Видал я ваши горы в телевизЕре…».

Но прогноз погоды обещает тёплые солнечные деньки, а руковод прогнозирует хорошее прохождение маршрута!

Начинаются голодные игры, но  в душе все надеются, что завхозы заготовили много еды…

Вместо введения

16.04.2022

Ну и жарища была в тот день…

По прогнозу обещали до +22 градусов, а тебе, тем временем, необходимо одеться в походную одежду, надеть двуслойные ботинки, собрать и водрузить на себя рюкзак со всей снарягой и при всём при этом не сжариться в таком одеянии.

Когда я собралась и посмотрела на себя в зеркало, то подумала, что иду не в поход, а на рыбалку: бандана, панамка, лёгкая футболка и штаны, - единственной вещью, не вписывающейся в образ, были пласты. Придя на склад и увидев Илью, я поняла, что на воображаемую рыбалку мы вполне могли бы пойти вместе: на нём была ковбойская шляпа болотного цвета…

Ковбой Илья

Никита встречает нас по особому случаю в рабочих перчатках с надписью: «ХОЗЯИН». Ну а что, руковод – важная шишка.

Мы собрались на складе, загрузили рюкзаки общественным снаряжением и пошли на Обское около 19:00 вместе с группой, которая собирается в 2-ку и двумя товарищами-иностранцами из Китая.

Ждём-с остальную часть группы со склада

Шли мы туда минут 40-45, а по приходу обнаружили компашки людей, которые жарили шашлыки на костре. От участника 2-ки, Валентина, поступило предложение отвоевать у этой компании место, еду и костёр)))

Смирившись с тем, на ужин нас ждёт не «шашлычок под коньячок», а греча с тушёнкой (зато какая вкусная!), мы подошли к самому берегу и начали устанавливать палатки на льду.

На ночёвку взяли две канченджанги: 5-местную и 8-местную. Артём показывал нам, как закреплять палатки с помощью ледорубов и камней.

Пока одни устанавливали канчи, другие занимались разжиганием примусов «шмелей» и приготовлением ужина. Выяснилось, что один «шмель» не работает…

После ужина, с наступлением сумерек началась проверка личного снаряжения в поход: Никита Андреевич положил глаз на мою пуховку, тонко намекая, чтобы я искала новую, ибо руковода надо держать в тепле («Ишь губу раскатал», - комментарий от настоящего хозяина пуховки). Проверять людей на наличие/отсутсвие вещей Никите помогала Полина Белокопытова, а в это время ребята из 2-ки Гоши Разуваева позвали нас к себе: так до полуночи мы горланили песни под гитару, но потом пришёл Никита и разогнал нас по палаткам.

Компании для сна определились по следующему принципу: кто какую палатку ставил, тот в такой и спит. В нашей 5-местной канче оказались два медика, ковбой, фотограф и человек-паровоз: Кристина, Лёша, Илья, Паша и я.

Лёша и Соня

И вот уже 00:24, а мы сидим и ржём над всякой фигнёй, Лёша параллельно пытается что-то учить к занятию по анатомии, Паша уже который раз начинает читать предисловие к книге Достоевского, а Илья зашивает стропу. Я облокотилась на спину Ильи, как на письменный стол, и пишу эти заметки. Наш заботливый руковод звонит из соседней палатки и желает нам спокойной ночи, а вне палатки, вдалеке, слышны голоса людей. Пришло время спать.

Ага, поспишь тут… В 3-4 утра начинает играть клубная музыка, а ребята из нашего 4-местного спальника синхронно переворачиваются с одного бока на другой, лежим плотно как селёдки в бочке, Илья спит в личном спальнике – тестирует.

Ровно в 7 часов утра у Ильи звенит будильник, уже светит солнышко, я отмечаю, что под утро в спальнике стало на удивление просторно: оказывается, что Лёша был слегка вытеснен…

Мы одеваемся, вылазим из палатки и завтракаем. Делаем это оперативно и уже в 07:50 стоим, готовые к тренировке.

Так как Никита решил, что мы не будем брать с собой жюмар и спусковухи, то он и Полина учили нас заменять эти приспособления подручными средствами: карабином, схватиком и верёвочным усом.

Никита учит обходиться без жюмара и спусковухи

После этого некоторые из нас проверили свои снегоступы, Денис сначала проверил как я закрепила свои  снегоступы, прокатив меня по льду, а потом помогал Вале закрепить её ступы.  Далее группа решила проверить ремнабор и аптечку: я лично проверила непригодность напёрстка, уколов через него палец иголкой, которой зашивала снегоступы, а позже выяснилось, что в аптечке нету перекиси… (недостатки устранены, запасы восполнены).

За эти дни Никита сформулировал для группы 4 строжайших правила:

1.      Никакого мата (исключение составляют две милые девушки – Валя и Лиля, им положено по должности завхозов);

2.      Никакого аниме;

3.      Никакой политики;

4.      Главное слово – субординация!

До похода оставалось 2 недели…

Глава 1: «Ты помнишь как всё начиналось…»

30.04.2022-01.05.2022

Как проклятые шли мы без дорог,

И я холодным потом обливался,

Под рюкзаком от тяжести склонялся,

И всё шептал, присевши на пенёк:

«Эх заманили, ох заманили!

Повесили на спину такой большой рюкзак!

И гадостью какой-то накормили,

А из палатки я не выбрался никак!»

Вот и пришёл этот момент: после более чем месячной подготовки, беговых тренировок, поиска снаряжения, ночёвки на Обском, варки тушёнки и упаковки продуктов мы, наконец, едем на Курайский хребет!

30 апреля встретились около спорткомплекса НГУ: в 22:48 все были уже в сборе, на лицах людей проскальзывало трепетное волнение и радость от предстоящего похода. Провожать нас пришла делегация в следующем составе: братья Сальниковы, Наташа Гавриленко (наш связист), учитель Макс Коротков, философ и Илья Закирьянов (не столь известный в широких кругах, но замечательный ответственный человек, который много помогал группе в сборке снаряжения и который, к большому сожалению, не смог пойти в поход из-за экзамена по английскому).

Провожаемся в поход

Антон передал нам запечатанные секретные послания, которые мы, по его заданию, должны открывать на определённых этапах нашего похода. Также свои подарки на перевалы вручили Максим и Олег.

Сергей и Олег дали своё напутственное слово, пожелав не поджечь палатки и не взорвать примуса (сразу видно: бывалые).

В 23:35 приехал водитель Димон, и мы, загрузив рюкзаки в прицеп, выехали навстречу Горному Алтаю!

Дорога была спокойной, однако как и в любой подобной поездке, полноценный комфортный сон был непосильной задачей, но мы пытались как могли: только ляжешь поудобнее, упадёшь в сон, как тут же тебя возвращает к реальности какая-нибудь онемевшая конечность.

Едем, едем, едем, едем…

В 5 часов утра начинает светать, и поездка становится куда интереснее: можно наблюдать из окошка микроавтобуса живописные алтайские пейзажи.

Около 11 часов встретились с машиной Полины и Артёма, позавтракали в столовой и уже с с сытыми и оттого довольными лицами направились в сторону пункта высадки.

Наелись и стоим

Готовность начать маршрут: 3, 2, 1…

Рюкзаки за спину, носы густо намазаны солнцезащитным кремом, хронометрист начинает отсчёт – пошла первая ходка.

Сначала мы шли по ровной грунтовой дороге, и ничего не предвещало беды…Пока не свернули в сторону довольно крутого склона, по которому предполагалось подниматься вверх.

Неожиданное испытание в первые минуты похода…

Вперёд и вверх

13 часов дня, солнце припекает макушки, и мы дружным отрядом ползём вверх по склону. Думаю, многие участники группы согласятся, что их икры испытали шок при таком подъёме. Зато на привале ты с таким удовлетворением кидаешь рюкзак на землю и уставший валишься на него сам, а руковод угощает напитком собственного приготовления, который, по его словам, моментально наполняющим энергией и силами, - коктейлем Радеева.

Делаем вид, что довольны

Продолжаем идти вверх вдоль каньона к реке Чибитке.

Праздничный обед ознаменован двумя событиями:

1.     День Рождения Жени;

2.     Обгон группы Старостина на одну ходку.

По первому случаю к чаю у нас торт, который мы с Валей готовили днём ранее до 3 часов ночи и который, к сожалению, не удалось сохранить в первозданном виде – надпись «Мир.Труд.Женя.» растеклась, но это не помешало всем с удовольствием скушать этот торт и поворчать, что буква Ж похожа на Н, а значит надпись получалась "Мир.Труд.Неня"

Кулинарные изыски в походе

Открыли первый подарок Антона: мазик!

Далее мы направились в сторону перевала Сотовый, который нам предстояло пройти на 2-й день похода. Мы шли через болотистую местность, стараясь обходить заснеженные участки, однако нам всё же пришлось пройти по снегу в снегоступах.

А я иду, совсем не утомлённый.

Лет двадцати, не более на вид,

И, как всегда, болот огонь зелёный

Мне говорит, что путь открыт.

Так, со снегоступами и всё-таки проваливающимися людьми мы дошли до места ночёвки – встали под подъёмом на перевал в живописной болотистой местности. Стали обустраивать лагерь: Никита с парой ребят пошли добывать воду, дежурные разбирали примуса, остальные ставили палатки. Когда ребята принесли воду для готовки, выяснилось, что примуса барахлят.

Болотная романтика

Потанцевав танцы с бубнами над примусами, Женя заставил их работать, и дежурные смогли приготовить гречку с тушёнкой и чай. Мы не учли особенности болотистой местности и пила, на которой стояли примуса, во время готовки постепенно уходила под землю…

Мастер за работой

Зато какое звёздное небо было в ту ночь: стоишь, от восторга раскрыв рот и закинув голову наверх, пытаешься запечатлеть эту красоту в памяти, потому что ни один фотоаппарат не передаст сияния тысяч звёзд и глубокую синеву ночного неба. В такие моменты убеждаешься, что ты всего лишь маленькая песчинка в масштабах Вселенной, да что уж говорить: даже в масштабах гор ты всего лишь человек, а не венец эволюции.

Так и закончился наш адаптационный, нелёгкий, но от этого не менее интересный первый походный день.

Глава 2: Сотовый перевал

02.05.2022

«Лезу я на гору как дикая коза. Лезут от натуги на лоб мои глаза…»

Мы проснулись в 7:00 и, позавтракав, начали осуществлять план по штурму нашего первого категорийного перевала – Сотовый. Женя быстренько убежал вперёд, а остальная часть группы пошла чуть позже за Никитой. После четырёх довольно таки утомительных для тонкой душевной натуры новичка ходок в 12:08 мы поднялись на Сотовый (2751, 1А), где отобедали и написали нашему связисту Наташе. Спускаясь, сделали общую фотографию и пошли вниз до места, где нашему взору справа открывались куски морен, а слева висячая долина , куда по плану руководителя нам и надо было попасть. На привалах замечаешь контраст природы в горах: выше на несколько десятков метров лежит снег, а прямо перед тобой уже пробивается травка, жужжат насекомые, бегут ручьи от тающего выше снега.

Снова идём, идём, идём…

2 день похода также был ознаменован затупом со снегоступами: группе пришлось пройти много участков, на которых у некоторых участников отваливались ступы. Кто-то уже натёр первые боевые мозоли от пластов, а у Лёши на перевале вообще взорвался сухой шампунь, и полрюкзака оказалось в порошке со странным запахом.

Казалось бы, сие трудности деморализуют участников и подрывают общее настроение в группе, но не тут то было: наш командный дух не подрывал даже факт отсутствия источников воды по пути…

К счастью, снежные участки закончились, и руководитель повёл нас к месту второй ночёвки: кедровый бор рядом с р.Кысхыштубек, которую нам предстояло перейти на 3-й день.

Какова же была наша радость, когда мы обнаружили рядом ручей с чистейшей водой – святой источник! Тогда можно было наблюдать следующую картину: люди напивались водой из ручья и, утолив жажду, падали на рюкзаки.

Впрочем, на 2-й день на привалах ещё никто не засыпал)

Обустроив лагерь, ребята стали заниматься ремонтом снаряжения, начиная от ботинок и заканчивая снегоступами. Помогал всем неизменный «мастер смены» Женя, а Кристина вообще вызвалась помочь Лёше зашить снегоступы.

Дежурный спальник в составе всё того же летописца, руководителя Никиты, реммастера Дениса и завхоза Вали  приготовил на костре вкусный борщ из сухих овощей и компот из сухофруктов.

Попробовали второй подарок Антона: бычки! Женя Бычков символично раздавал их ребятам.)))

Пока готовили еду, я наезжала на Дениса, у которого при взаимодействии с котлом, постоянно падала крышка прямо в котёл, где был борщ:

-Да эта крышка дурацкая, - говорил Денис.

-Все мы в этом мире неидеальные, надо учиться принимать друг друга такими, какие мы есть, - отвечала я, а про себя думала: «Ещё раз уронит, зашибу!»

Под конец нашего дежурства я всё-таки признала, что крышку пора утилизировать или, наконец, нормально её починить: она погнутая вся по краям. Признала после того, как сама чуть не утопила крышку в борще, а потом вспомнила свой опыт с ПВД, где я несколько раз окунула крышку в кашу…

В середине похода мы с Денисом выяснили, что так прошли конфликтную фазу в общении.

После ужина ещё сидели у костра, общались, рассказывали истории из походов, а я в тот момент осознавала: «Как же не хватает укулеле! Пусть и придётся переть на своих двоих лишний килограмм, но отныне в походы я буду брать укулеле ради таких моментов у костра…»

На 3-й день грандиозные планы, поэтому подъём планируется ранний.

Лагерь засыпает, но мафия пока не просыпается (см. главу 4)…