Авто-спелео 1ка Маслова в Хакасию 2020-21: различия между версиями

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску

мНет описания правки

Строка 2: Строка 2:
[[Категория:Западный Саян]]
[[Категория:Байки и рассказы]]
[[Категория:Походы других клубов]]
[[Категория:Походы других видов туризма]]

Текущая версия от 19:12, 20 апреля 2021

Всем привет!

Сил нет, времени нет, текущие задачи - есть. Шансов в такой ситуации рассказать о новогодней экспедиции в Хакасию... ммм... не очень много.

30.12.2020

далеко не полный список покупок...

Квартира заполнена продуктами, веревками, неадекватными людьми. Нива заканчивает свой излюбленный маршрут СТО-дом-СТО-дом-экспедиция-СТО-СТО-СТО-ремонт в поле - старт новой поездки. Пора ехать в Хакасию.

выше крыши?

Вечером Нива, полная барахлом выше крыши, пробирается по городу в сторону (коньяка Ижеван) Кемеровской области. На минуту, шоколадный коньяк Ижеван - сегодняшний стандарт качества спелеонапитка. А Кемобласть - стандарт... Кемобласти.

По пути рождаются планы, согласно которым все жители Великого Сибирского Мегаполиса получают карточку с датой. Датой из промежутка 1 - 14 января. В эту дату им положено праздновать Новый Год. Может быть, именно так получится хоть немного рассосать пробки, которые мешают спелеологам-хироптерологам свалить наконец из города.

В полночь 30-31 мы проезжаем Кемерово и ищем (не находим) их фирменное око Саурона. Вторая половина экспедиционного отряда едет в поезде или только садится в вагон. Впереди полпути, ночь дорога и рок. И ещё несколько постов про хакасскую экспедицию. И фотки, даже если в этот день их было не очень много. И очешуительные истории, да.

что характерно, стандартная дорога в Хакасию проходит мимо сна

31.12.2020

31 декабря прошло за рулём. Проехали Кемерово и я решил топить по объездной трассе через Ачинск, мотивируя это газпромовскими заправками и столь любимой мною разметкой. Ночной зимний грейдер - это, конечно, увлекательное занятие на 12й час бодрствования, но случись позёмка - удовольствие это может растянуться раза так это в два.

В районе собачьей вахты вдруг неожиданно начало тянуть спать, несмотря на гуарану, энергетики и прочие гомепатии. К четырём утра стало понятно - надо спать без вариантов, иначе придёт пушистый белый кювет. Сорок минут сна на заправке позволили мне проехать километров 60. Ещё полчаса сна под боком фуры сделали из меня человека. Третий раз я спал уже на рассвете, из принципа, чтобы переждать утренние сумерки, которые после суток бодрствования бесят примерно так же, как вечерние. После рассвета в первый раз с Новосибирска включили музыку и с ней доехали до финиша.

Часам к 11ти дня мы приехали в Ефремкино и заселились в дом. Моё тело положило себя спать, пить было уже-ещё нельзя. Ещё нельзя потому, что сегодня надо было проехать ещё километров 350. Уже нельзя, потому что приехали поздно и традиционного 8мичасового перерыва перед рулём уже не было. Три часа сна, обживание домика, рутина.

01.01.2020

Новый год надо встречать вот так!

Челночный рейс по магазинам. Подобрали Алёну, которая на абаканском автобусе телепортировалась до ближайшего села. Вишенка на торте - в час ночи 1 января на абаканском поезде приезжает Философ, которого, естественно, надо встречать. Так что 2021 я встретил если не за рулём, то как минимум около прогретой машины. Как встретишь, так и проведёшь... Ну что же, 2020 я провёл примерно так.

1 января продолжалось ещё несколько часов разговоров, дегустаций и прочих стандартных атрибутов спелеоэкспедиции.

Точно 01.01.2020

Первое января нового года наступило у нас в полдень. Ну то есть в 12-00. Ну то есть в 14-00. А если честно, то ещё немножко попозже. Мы поели и разделились на три группы. Цели обозначены так:

1. ходить в ближайшие к Ефремкино пещеры,
  2. ехать в пещеру Кашкулак,
  3. болеть в домике.

Я возглавил вторую группу, о ней и расскажу. Собрались, завелись, поехали. Пещера ни далеко, ни близко. Дорога ни хорошая, ни плохая. В общем, всё как в русских сказках. С одной стороны, не буксовали и даже не пытались ни разу. С другой стороны, мороз и ветки куски пластика с машины поотбивали. Ну тут даже спору нет, нехрен на машины это пластик вешать вообще.

По пути к пещере я немного переживал. Дело в том, что свежая автомобильная колея содержала в себе следы... как бы это сказать... активной борьбы автомобиля с отсутствующим бездорожьем. Заносило, короче, предыдущую машину, и знатно. Ещё 31 декабря я видел между Шира и Сыей знакомую красную Ниву Олега Доброва, и мыслей у меня было две. Во-первых, если подготовленного коротыша Доброва так таскало, то есть вероятность доставать хайджек и развлекаться на морозе. Во-вторых, ну кто ещё мог первого января поехать в Кашкулак?!

Боже, как я ошибался. Поляна около пещеры была похожа на парковку супермаркета - пластиковые машины типа дастера, гуляющие люди. Чтобы хоть чем-то отличать местность от Ашана, горел костёр. Люди сообщили нам сюжетно важную информацию, и мы пошли к пещере. Там информация подтвердилась.

Дело в том, что уже несколько часов в пещере находился шаман. Из Москвы. Это время (4 часа) он бронировал заранее. Мы довольно быстро поняли, что мешать ему - не вариант. Долго мы понимали и принимали тот факт, что люди около костра тоже бронировали медитацию в пещере, но не 4 часа, а по 30 минут каждая из двух женщин. Понимая, что нам могут и не поверить, мы жадно впитывали подробности, адрес и режим работы центра буддизма (вроде так) в Ефремкино. Нас там обещали бесплатно простучать, если мы войдём в положение и не будем прерывать медитацию шамана своими фонарями и матерками.

В положение мы вошли, внезапно обретённым абонементом так и не воспользовались. Обратная дорога прошла в полной тишине, если не считать приступов смеха, сигнализирующих о достижении новой ступени понимания происходящего. Фразы "Шаман, блять! Из Москвы, блять!" тоже не стоит считать несущими хоть какой-либо смысл.

Парковка около Архейк, фоток шамана не будет.

Мы были близки то ли к открытию нового центра медитации на базе грота Проскурякова (а чё, тоже пещера!), то ли камеры сенсорной депривации в Шира... Но ближе мы были к своим друзьям и коллегам, которым мы (три мужика в чистых комбезах) должны были как-то объяснить причину собственно кристальной чистоты последних.

Мы объяснили. Воцарилось молчание. Смех и группы звуков "Шаман, блджад" следует считать музыкальным аккомпанементом к нашему молчанию и ничем другим. Пребывая в этом изменённом состоянии, мы решили поехать в Архейку и поработать.

Поехали и поработали. Единственным действительно интересным моментом были поиски входа, учитывая отсутствие координаты, в солнечного и лунного света и адекватности участников. Но колея в нужную сторону была, настрой соответствующий был, и рабочая рутина в архейке - была. Кольцевания, измерения, пробы на ковид. Доставание мышей с потолка пещеры с помощью человеческой этажерки. Первое января, 19 - 23 часа. Можем повторить.

Под музыку на популярный сегодня мотив "шаман, блджад" мы вернулись домой. Неотвратимо наступало второе января, время Ящика Пандоры, время приключений.

02.01.2020

изучаем новую топосъёмку Ящика (спойлер - она огонь!)

Второе января - вторая пещера, единственный и неповторимый Ящик Пандоры.

Планы обширные - Изумрудное озеро, прогулки за Невский проспект, в Колизей и на Северный полюс, верхние этажи на обратном пути по вкусу. Поэтому с собой был мешок еды (в непрекращающийся диалог с этим мешком с первых метров Синдибобеля вступил Философ. Во втором мешке путешествовал наш бензиновый друг - Колеман. Это очень помогло нам в дальнейшем.

Зашли в пещеру засветло. Выяснилось, что новая топосъёмка, конечно, чудо как хороша, но лучше всего в Ящике я ориентировался, когда ездил туда три раза за сезон. Потому что карта картой, а в Камбалу заходить я не разучился (правда, в этот раз там было много летучих мышей и мои шатания по Камбале имели научно-исследовательский оттенок).

Изумрудное озеро

Изумрудное озеро мы искали часа три (это был мой первый раз на Изумрудном). Ходили кругами, ходили по карте, ходили по пещере. Нашли, поплавали на камере, но... говоря литературным языком, некоторые участники группы сильно устали. Дружеская атмосфера коллектива не способствовала быстрому восстановлению сил, и к решающему броску через Невский проспект мы готовились больше часа. Надевали обвязки, снимали, надевали, снимали...

Та ещё клоунада, короче. Но настрой у нас был решительный - хрен с ним, с северным полюсом, но показать ребятам Колизей хотелось. Надо заметить, что все, кроме меня, были в Ящике в первый раз.

Настрой сменился быстро и радикально. В районе полуночи на Невском раздался крик "Антон, плыви ко мне, мать твою!". Как выяснилось позже, крик был мой. Ситуация довольно весёлая - Сева на втором тросу над озером, я на старте тросовых перил. Между нами - на первом участке троса - Философ. Был. Теперь он плывёт вольным стилем в направлении севера. То есть по факту он стремительно удаляется от начала озера в неведомые дали.

Несколько минут спустя он уже сидит над озером и выливает из сапог воду. Долго, с чувством. За это время к нему успевает прийти Сева и начинает пинать начинающего фаната гипотермии в сторону нашей временной базы-кухни. Я же в это время ухожу растапливать колеман и готовить "бомжатник". Начинается незапланированный семинар ASV (Assistance Stage Victim, то есть по сути первая помощь пострадавшему).

Всё ещё 02.01.2020

Итак, семинар по первой помощи в пещере. Благо, кроме промокания и угрозы близкого знакомства с гипотермией других проблем не было. Большое благо, что кроме стандартных спаснаборов с собой был колеман и запас бензина.

Схема простая - из трансов достали полупенки, экспресс-пловца посадили на них, из фольги соорудили некоторое подобие плащ-палатки , которое снизу подогревается двухкиловаттной бензиновой горелки. За примерно час сушки удалось высушить термуху и ключевые части комбеза. Запасные носки нашлись сами собой, шерстяной пояс был извлечён из НЗ-набора и торжественно повязан.

Всё, можно идти наверх. Посещение верхних этажей естественным образом отложилось на следующий раз. На поверхности к этому времени естественным образом образовалось утро с температурой около 25 ниже желаемого, но зато без ветра.

Внезапно! 03.01.2020

Всё третье число было по сути посвящено четырём делам (в порядке нарастания важности): а) собирать вещи, ибо 4го уже отъезд б) спать в) баня г) анализ ситуации и запаса везения, уровня оснащённости, уровня подготовки (нужное подчеркнуть).

Снова 02.01.2020

На фото - вариация "бомжатника" для быстрой сушки потерпевшего

Не хочется думать, что было бы с группой, не окажись у неё в сходных условиях фольги и горелки. Даже привычка пихать полупенки в транспортные мешки - и та в очередной раз сослужила добрую службу. Стандартный спаснабор из каски, кстати, даже не пришлось потрошить - природная запасливость положила в "кухню" лишний комплект фольги.

Не идеально, но зато хорошо отводит пар и позволяет обеспечить приток шоколада и сукафруктов в молодой сохнущий организм.

04.01.2020

4 февраля в дом, где мы жили, уже должна была приехать следующая группа. Изначально планировался героический марш-бросок до Бородинской пещеры полным составом. Потом часть группы садилась в Шира на поезд, а другая часть - гнала Ниву в сторону дома.

Однако выяснились некоторые незапланированные подробности. Например:

1. Вшестером в Ниве тесно
  2. После 12ти часов работы хочется спать
  3. Зимой холодно

3.1 И ветер.

Шира, проводы Нивы домой

По совокупности причин Бородинскую пещеру оставили "на потом". После группового фото часть группы осталась в Шира ждать поезд, а "штурмовая" троица поехала в сторону дома, по пути нас ждала штольня горы Копна (предполагаемое место ночёвки) и, может быть, каньон реки Исток. Пока мы были в Хакасии, всё шло хорошо. Через Ачинск решили не ехать, благо в светлое время суток зимние грейдера - сплошные красота и удовольствие.

Эх, на заправку и до Кемерово - думали мы в Тисуле. Не, ну вот размечтались - думала Нива, воняя чем-то горелым на весь салон.

Вознеся молитвы аварийному размыкателю массы, встали и открыли капот. Странно, но проводка не горела. Видимых повреждений тоже не было, и мы продолжили путь. Мысли были не очень оптимистические - наверняка воняет моторчик печки, устал, бедненький, от постоянной работы... Ну ничего, в Кемерово купим, строили планы мы.

А вот хренушки, у меня свои планы, - загадочно постукивала ходовой частью Нива.

Километров пять спустя моторчик печки бодро заполнил салон дымом. Потом ещё раз. Экспресс-диагностика показала, что на грейдере раскрутилась пара гаек, прижимающих клапанную крышку к мотору, и масло из-под прокладки сваливает прямо на... всё, включая глушитель. Он жжёт масло и передаёт это всё в салон, инициируя и облегчая диагностику неисправности.

Крышка была протянута, потом ещё раз, потом ещё. Всё хорошо, только вот щуп до масла не доставал. Литр масла не исправил ситуацию, а больше с собой и не было. В итоге мы закупились на ближайшей заправке чем-то подходящим по буквоциферным характеристикам и собрались в сторону Кемерово. По пути темнело, снежило, на обочинах начинали появляться вылетевшие автомобили - прямое следствие того, что на трассе появились резкие спуски и повороты, невиданные по меркам Хакасии чудеса. Мы развлекались вытаскиванием машины (правда, без динамической стропы у нас ничего не вышло) и протяжкой болтов.

Дебют новой спелеопалатки посередине Копненской штольни

В Кемерово были закуплены блины, энергетики и запас масла (4+1 по акции). Блины съедены на месте, половина запасов энергетиков спустя месяц всё ещё дома, масло не пригодилось до сих пор. Почувствовав запас свежего масла, Нива перестала его отторгать и сосредоточилась на доведении других мелких неисправностей до более крупных.

Нам оставалось всего ничего, полторы сотни до Копны, из которых половина - по скоростной (110 км/ч) трассе, половина по грейдеру и пара километров - по колее в жёстком снегу. Да, до Копны была колея. Мы доехали без проблем и застрял я уже на развороте. Но это были уже мелочи жизни - нас ждал ПБЛ в новой самошитой палатке, приятный вечер и следующий, завершающий день поездки.

05.01.2020

Проснулись мы в Копне и сразу начали работать. Философ продолжил поиски тяги с помощью свечки (он и вечером этим был занят). Тяга в шахте и правда очень интересная, но нифига не понятная. Почему стометровая шахта тёплая зимой? Не понятно. Я продолжил поиски мышей (собственно, чё там искать) и занялся кольцеванием, ковидопробами, поисками сибирских ночниц... Сева участвовал во всех этих процессах и наводил порядок в лагере. То, что лагерь не простоял и суток, не мешало ему быть образцом бардака. Кажется, это вообще неотъемлемое свойство ПБЛов, бардак появляется с распаковкой первого мешка, даже если он пустой.

В общем, с утра все были заняты делом. Это типично для ситуации, когда на улице вдарил мороз а Нива ещё с вечера словила диагональ и бодро гребет колёсами на месте, как ещё ни уговаривай. Очень хочется в такой ситуации заняться делом, в идеале - не выходя из спальника.

Долго ли, коротко ли, из штольни мы вылезли. С вещами. Как говорится, машина, хайджек и лопата - всё, что нужно человеку, чтобы встретить утро. В нашем случае обед. И ещё нужен лифт-мейт. Ну короче, не до нюансов, надо Ниву доставать.

Покопали - балалайка. Потолкали - тот же результат. Сели в багажник и попрыгали (реальный способ нагрузки буксующего колеса, идеально применимый для лёгкого пикапа) - ноль реакции.

Места тяги пометили палкой. Летом найдём!

Пришлось задрать машину хайджеком и засунуть под неё увесистый такой каменный чемодан. После этого машина бодро поскакала по колеям в сторону дома. Так бодро, что вещи от шахты до машины мы носили ещё полчаса. А ведь ещё надо было погулять "по верхам", где Антон нашёл следы тяги из штольни. Следы тяги. Из штольни. Короче, мы ещё вернёмся.

На грейдере до автодороги Новосибирск - Кольчугино выяснилось три вещи. а - машина потеет. холод, три мужика, мокрые вещи навалились на слабенькую нивовскую печку и она сдалась. До дома мы ехали, работая в машине скребком, что твои дворники, ну и периодически останавливались, чтобы поиздеваться над системой охлаждения двигателя в сторону увеличения температуры печки.

б - машина хитро щёлкает приводами, намекая на полное нежелание ехать в сторону Ваганово и его каньона. Это, в общем, совпадало с нашим нежеланием проверять тамошние колеи по зиме. Не в этот раз. Дома выяснилось, что в результате скоростного знакомства с грейдерами Нива попыталась отторгнуть от себя не только клапанную крышку, но и передний мост в сборе. Щёлкание, по всей видимости, сигнализировало о намерении машины превратиться в некоторый такой Нива-Сегвей с двумя колёсами и яркой склонностью к кюветам.

в - по ощущениям, экспедиция закончилась и удалась. Это ощущение пришло в любимой столовке Журавлей вместе с печёночным тортом. Горе тем поездкам, когда торт я ем по пути "туда"!

Ну а дальше всё рутинно. Знакомая кольчугинская трасса. Городские пробки. Разгрузка и стирка, которые не завершились до сих пор. Первый отчёт по поездке был сделан в пробке перед Коммунальным мостом - мы встретили дружественную машину, помахали рукой (ноль реакции), покричали (ноль), постучали по зеркалу щёткой для снега (много, много удивлённого взгляда) и поговорили.

Впереди ещё отчёт по авто/спелеотуристическому маршруту для МКК и отчёт по гранту.

И много, много других поездок.