Горная 2ка Тупицына на Матчу 2008 воспоминания участника

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Версия для печати больше не поддерживается и может содержать ошибки обработки. Обновите закладки браузера и используйте вместо этого функцию печати браузера по умолчанию.

Двойка на Памиро-Алай, Матчинский горный узел. Август - 2008

Автор: Анастасия Тупицына

Отъезд – день третий. Поезд, пер. Двойной, оз. Каракуль-Катта

Сегодня у нас трех-с-половинный ходовой день. Сидим на озере Каракуль-Катта. Должны были прийти пораньше, но в силу общего тупления доползли только к восьми.

А тут здорово! В первую ночь ночевали в абрикосовом саду. Там делали компот из яблок и абрикосов. А Коля обожрался и весь следующий день маялся;)

На следующий день нас до вечера завозили на лошадях. Повесили по два рюкзака на лошадку, а сами еле успевали за ними. В первый же день мы, вместе с лошадьми, залезли на некатегорийный перевал. Н/к’шка как всегда хуже любой 2А. Сначала километр высоты по серпантину вверх, а потом еще больше вниз. А на улице жара больше 38 градусов! Днем не обедали, зато лежали под пенкой, чтобы не схватить теплячок. На лошадях наши охрененные рюкзаки дотащили почти докуда надо, и мы решили заброску там и оставить.

На следующее утро перебродили реку. Вовочка попытался перенести меня на руках, чтобы я не мочила пораненный палец, но уронил в воду. А потом мы поползли вверх. Весь день шли по траве по крутому склону. Весь день практически не было воды. Мы даже испугались, что схватим сухую ночевку, но руководитель нашел кусок снега. И мы под лозунгом «Избавимся от горняжки» скопали его почти до основания. Утром мы встали и поползли к перевалу.

Сегодня весь день скакали по камням. Камни серые хорошие, а белые твердые и под ноги кидаются. Залезли на перевал Двойной 1Б 4200. Перевал – сволочь! Там не просто две ступеньки – там между ними сброс высоты больше 100 метров. Но наверху здорово! Видно красивые горы. Тепло, солнечно. Мы устроили представление с бубном и песнями. А потом долго ползли вниз до озера.

А вообще пока все очень даже замечательно! Группа у нас очень хорошая. Мы вообще ни разу даже не поспорили. А Вовочка совсем чудо. А еще здесь действительно тепло. Сплю в одной рубашке. Даже не жалею, что потеряла теплые носки. На перевале – солнце и солярий. :)

Вокруг обалденно. Озера ярко-зеленого цвета. Горы – красные, белые, серые, зеленые. Снега мало. Зато много неба. Пока в основном осыпи и скалы, а снег только по бокам. Но скоро будет. Завтра пойдем смотреть на ледопад Райгородского. На сегодня я писать заканчиваю, а то уже совсем темно.

День четвертый. Оз. Каракуль-Катта – пер. Курдактыр – ледопад Райгородского

Сегодня с утра мы проснулись совершенно разбитые. Ночью было жарко, и никто не выспался. Вовочка, кроме всего прочего, еще и отравился водой из ручья.

В таком разбитом состоянии мы все-таки пошли. По холодку поднялись на очередную н/к’шку. А наверху случилось маленькое чудо. Мужики с двумя ослами согласились взять часть наших рюкзаков. В итоге к ледопаду мы спустились к обеду. Как и планировали: «Даешь Райгородского к обеду!». Или обед к Райгородского… Несмотря на жару больше 30 градусов, мы все-таки получили обещанную полудневку.

Ледопад действительно восхитителен! Рядом с ним чувствуешь себя букашкой. Аксайский ледник рядом с ним – льдинка в стакане.

Но и кроме ледопада тут есть на что посмотреть. Здесь, как и на Кичик-Алае, есть замки духов. Под нами – огромная река. Вокруг – скалы.

Вот так мы пока и живем. На ужин будет кисель, и это очень приятно! А еще макароны, чтобы меньше ели сухари. А сахар едят мало, и это радует.

День пятый. Ледопад Райгородского – ледник Кырчин

Сегодня с утра встали относительно живыми, не считая того, что ночью под впечатлением от Райгородского всем снились странные вещи. А мне – откровенные кошмары.

Выползли достаточно бодро. Шли сначала по траве. Потом обещали ледник, но вместо него получилось сплошное недоразумение – слой льда, поверх которого слой камней, а сверху еще и трава растет. Весь день скакали по камням. Вроде несложно. Только у Сашки начался новый приступ горняжки.

В обед ловили отборнейшие глюки. «Чем больше съешь – тем громче лопнешь» и прочее. Ели галлюциногенное варенье.

После обеда ходили по «леднику». Шли по узкому ущелью. Настолько узкому, что можно было коснуться руками одновременно обеих стен.

К вечеру погода испортилась. Начался дождь. Народ попрятался в палатку, а мы с Вовочкой остались дежурить. Вообще нам везет на наиболее задничные дежурства – то на снегу, то в дождь…

А потом в палатке ловили глюки. Настя вышивала солнышко на штанах, Колю пробило поржать, а Гоша придумал слово «цуканы», а потом не говорил, что это значит. А потом он спросил, где отделение мусора, в смысле не ментовка, а мусорка. А Настя достала апельсин. Здорово!

Сейчас сидим в палатке, слушаем, как Вовочка читает сказку про Пальмового Пьянаря. Временами с соседних стеночек сходят камнепады. Мы, конечно, знаем, что на нас не упадет, но все равно страшновато слушать нарастающий гул камней. Предстоит веселенькая ночка под звуки «роллинг стоунз».

День шестой. Пер. Боец 1Б (4300)

Сегодняшнее утро началось с рассвета на леднике. Холодно, мокро, но красиво. Потом мы были даже не слишком эстонцами. Сначала шли по недоразумению, потом оно превратилось в полноценный открытый ледник. Вовочка позволил мне его распутывать самой. Но Коля вырвал эту конфетку у меня изо рта. А потом я все-таки пошла вперед. Ледяные мосты были почти везде. Только в одном месте я перепрыгнула, а Вовочка сказал, что нефига. Вообще ледник Кырчин очень даже впечатляет. И трещины до центра земли.

Потом пошли на перевал Боец. Перед перевальным взлетом Вовочке стало плохо, и мы сделались еще большими эстонцами.

Перевал сам по себе задница приличная – сыпуха разного формата, да еще и едет. Так по перевалу мы кувыркались больше четырех часов. Все это время я шла замыкающей, поэтому на меня все постоянно роняли камни все, кому не лень. Наверх выбрались с трудом, но относительно без происшествий. Только я потянула ногу, ловя очередной камень.

На седловине лежит язычок ледника. Из этого снега сделали обед. Обедали тоже вполне по-эстонски. Надеялись, что Вовочка оклемается, но этого как-то не случилось. Решили ночевать на перевале.

Сейчас сидим, втыкаем на закат и пожираем овощное рагу, которое должно было быть супом. А еще мы решили, что сидеть тут лучше, чем летать на самолете. Собираемся дальше слушать сказку про Пьянаря.

День седьмой. Пер. Боец – р. Кшемыш

Проснулись на перевале. Как-то не жарко. Вылезание из спальника никого не радовало. На завтрак был суп из остатков, т.к. к заброске должны были выйти на день раньше. Но завтрак все равно всех порадовал.

Потом начали спускаться. Тут-то радость и кончилась. Спуск сыпушный. Местами скалы, которые приходилось обползать. К одной скале мы подошли с неудачной стороны, и было похоже, что по ней надо слезть. Было предложено скинуть рюкзаки вниз, а самим слезать так. Коля эту мысль сразу оценил. Его рюкзак летел вниз метров 200 по сыпухе, пока из него не вывалилось все содержимое. Эффектно. Только когда представили, что у Коли в рюкзаке оба примуса - стало как-то не по себе. Скалу мы в итоге обошли сверху по сыпухе, а Коля полез вниз за рюкзаком. Там все, к счастью уцелело, не считаю Колиной кружки.

Потом все-таки спустились до морены и до травки. Бежали к заброске, где нас ждал обед. В самом конце спуска перед самой рекой мы выпали к водопаду. Эффект потрясающий – дорога уходит из-под ног и превращается в воду. Водопад обошли, а потом снизу на нем сделали обед.

Мужики сходили за заброской. Мы в это время сидели и втыкали на реку, а еще причесывались и красились – кремом от загара.

С заброской все в порядке. Мои опасения не оправдались. Да и разбирали ее без особых проблем. Если не считать того, что пришлось совершить кощунственное действие и выкинуть часть продуктов из-за того, что в этой части стало на 2 дня меньше. Один – из-за опоздания, другой – из-за того, что договорились с водителем, встретится на день раньше. И вместо 12 дней осталось 10.

После заброски пошли в сторону ледника. Почти дошли и созерцаем выходы льда из-под слоя камней. Завтра очень хотелось бы пройти перевал, но не знаю, насколько это реально – посмотрим.

Да и вообще как-то дней мало. Ничего не успеваем. А очень жаль. Сейчас ждем ужина и втыкаем в карту – вдруг поможет.

День восьмой. Ледник Кшемыш и люди.

Встали затемно. С утра даже не сильно эстонились. Пока мы завтракали, по другому берегу прошла группа, как позднее выяснилось, киевлян. Маньяки редкостные – мы их видели в без десяти шесть. А они уже шли – с фонариками.

Сначала опять шли по недоразумению, но очень скоро ледник показал свое истинное лицо – под слоем камней, на которых росли цветы, открылась трещина с бортами из гладкого льда. Но это было только начало. Впереди нас ждал еще не один сюрприз. Видели «мировой унитаз» - водопад проваливается в огромную трещину, залитую льдом. Зрелище «мирового унитаза» поглотило всех без остатка. Но почти сразу появился повод для нового удивления – из-за соседней морены с ледника к нам вышел баран, черный, кудрявый и говорит «бе». Предлагалось поймать его на ужин, но он благоразумно убежал.

Почти полдня шли по камням, на них росли цветы, которым ледник милостиво позволил здесь поселиться. Цветы всякие разные – какие-то сложноцветные, суть – ромашка, какие-то розоцветненькие маленькие, а иногда – эдельвейсы, но их совсем мало.

На обед пили воду из унитаза, хоть и не мирового. Потом вышли на открытый ледник, весь усыпанный ледниковыми грибами. Прошли некое подобие ледопада. Долго распутывали трещины и ходили по ледовым мостам.

Сейчас на морене готовим ужин. Пока готовили, к нам подошли двое туристов и передали привет Юдину от Виктора из Ташкента. Сказали, что они идут дальше те же перевалы, что и мы.

День девятый. Ледник Кшемыш. Полудневка.

Сегодняшний день начался в два часа ночи. Ледник Кшемыш предоставил нам очередной сюрприз – с соседнего борта ледника сошла лавина. Вернее это сейчас мы знаем, что с соседнего борта, а ночью все выглядело несколько иначе. Проснулась я, уже наполовину вылетев из палатки. В лицо ударила воздушно-снежная подушка. И в голове единственная мысль – «это не лавина, это просто снегопад, пусть он унесет раскиданные вещи, это не лавина». Потом гул постепенно стих. Лавина прошла мимо, а нас задело только ударной волной.

Остаток ночи мало кто спал. Всех мучили кошмары. Да и мысли о других лавинах спать не давали.

Ночная лавина достаточно положительно повлияла на всех – количество амебоидности резко уменьшилось.

Но из-за бессонной ночи заболел Вовочка. Он говорит, что у него кружится голова, температура и прочие радости. Поэтому на перевал сегодня не пошли, а устроили полудневку на четырех с хвостиком тысячах.

На леднике тепло и солнечно, стараемся не сгореть. Руководитель лежит в палатке, а мы - снаружи на пенке. Коля с Гошей ушли в разведку на перевал. Сейчас сидим в палатке и собираемся обсуждать завтрашний день.

День десятый. Пер. Щуровского 1Б* (4400) – ледник Щуровского. Опять люди.

С утра Вовочка почувствовал себя лучше, и мы решили все-таки идти на перевал. Сначала распутали трещины, которые так испугали вчера мальчиков, а потом постепенно начали подъем. Сначала по сыпухе, а потом местами приходилось обползать скалки. Вообще интересно, только у Вовочки начала кружиться голова. Он оставил рюкзак на середине подъема и лез так. А потом Коля с Гошей спустились за рюкзаком. В итоге на перевал вылезли относительно без проблем. Только погода испортилась, и обещанный Борисовым «гламурный вид на пик Скалистый» нам не достался. Зато в другую сторону вид обалденный – открытый ледник и на него три ледопада.

Собственно спуск с перевала несложный. Сначала сыпуха, а потом выход на ледник. Вот там-то и начались приколы. Еще на перевальном взлете – бергшрунд. У его края надевали кошки – связки. Пока рылись в рюкзаках, Настя уронила в берг каску, решили, что это подарок горам.

Потом меня к этому бергу спустили на веревке. Там его было не перепрыгнуть. Да и вообще ощущения на краю трещины шириной больше роста и такой глубины, что дна не видно – неописуемые. В результате берг обходили еще достаточно долго, пока не нашли ледовый мост.

Потом вышли на ледник, который в основном открытый. Мне доверили его распутывать. Хотя большую часть времени это было достаточно тривиально, а потом – невозможно.

По леднику бегут ручьи самого разного размера. Из льда собираются разные фигурки. Трещин сначала почти нет, а потом появляются какие-то торосы из ледяных и снежных глыб, между которыми разбегаются огромные трещины.

Потом вышли на морену и заобедали. Потрясающий вид на ледник и ледопады, гул воды в трещине. И единственное, что огорчает – это окончательно испортившаяся погода. С неба сыпет снег, и окончательно пропала видимость.

Мы решили заночевать на леднике, чтобы был снег, а не дождь. Пока мы искали место, где можно ночевать, прошли мимо той части ледника, где все усыпано грибами. А потом эти грибы начали с треском рушиться.

Когда мы нашли, где можно заночевать, начались очередные неприятности. Потрясение от недавней лавины прошло, и человеческая амебоидность вернулась с новой силой. Сначала никто не хотел искать место под палатку, потом Коля и Саша стояли и смотрели, как остальные ровняют площадку. Потом Вовочка сказал, что надо положить под палатку пустые рюкзаки. На это народ начал ныть, что им, мол, рюкзаки жалко. Когда Вовочка сказал, что это приказ, они устроили бунт на корабле. Потом все-таки изволили освободить рюкзаки, но сделали это так, что аж противно. Вовочка стоял и спрашивал, что же делать с этой группой. Пока решили выходить через 1А и по психологическому состоянию группы и по здоровью.

День одиннадцатый. Ледник Щуровского

Решили все-таки выходить через 1А, и никуда дальше не идти.

Потом весь день спускались по леднику. Ледник опять весь засыпан камнями, но с многочисленными ледовыми сбросами, которые все время приходилось обходить. Погода здесь, как всегда, соответствует настроению – облака водят какие-то непонятные хороводы и то смыкаются над головой, то проглядывает синее небо.

На обеде мы опять начали спорить, идти ли перевал. И если утром решили однозначно не идти, то тут обнаружились желающие побороться за спортивность. «Когда Юдин спросит, в чем дело, нам останется только ответить, что группа пересралась и никуда не пошла».

Я в это время ушла посмотреть путь спуска и большей части ругани не слышала. Зато я нашла там замечательное озеро, небольшое всего метров пять в диаметре, но красивое. Я в нем умылась, и мне резко полегчало – удивительный подарок.

Потом мы все-таки спустились с ледника к реке и там заночевали. С места ночевки замечательный вид на ледовые сбросы и ледопады. Облака клочьями лежат на вершинах, а снизу по реке, похоже, дождь.

А вообще весь наш поход похож на местную воду. Сначала о ней мечтаешь, потом ее видишь, и кажется, что это вообще нельзя брать в рот. Потом все-таки делаешь первый глоток, и это огромное счастье, а потом на зубах остается глинистый осадок. Но ты все равно ее пьешь – это вода и это счастье!

День двенадцатый. Река Джиптык

С утра мы на удивление легко отдежурили, и даже не случилось никаких катаклизмов. Но на первой же ходке мне стало как-то не по себе. Потерялось всякое ощущение пути, и я предпочла пойти сзади, что бы никуда не урулить. Причин этой тоски я тогда не поняла. Только опять - «Азиатские пыльные тропы…»

А потом случилась радость – мы встретили чабанов, и они позвали нас пить чай. Живут они в домике из камней, крытом железом. К чаю были сначала лепешки и урюк, а потом жареное мясо. Настя упросила мужиков подарить ей лепешку. А Саша увидела кусок мяса и спросила – «Ой, кто это?» - «Это не кто – это мясо». Потом мы ели это самое мясо. От чабанов мы ушли обожравшимися, но вполне счастливыми.

Потом мы пошли вниз по реке, и мне почти сразу снова стало плохо. Но на этот раз у меня вполне понятно болела спина. С каждым шагом идти становилось все тяжелее. Но потом был замечательный вечер.

День тринадцатый. Перевал Джиптык 1А (3900). Выход

С утра мы пошли на перевал. 1А – это чуть лучше, чем н.к. Тягомотный серпантин по сыпухе. Два часа нудятины, и вы на перевале. Наверху – ветер. Это единственный перевал, на котором было холодно. Потом по такому же серпантину вниз, где и обедали. На ручье паслось стадо баранов, которых пришлось разогнать, чтобы набрать воды.

Пока мы обедали, к нам пришел тот чабан, который вчера нас кормил. Он привел двух ишаков. На них погрузили по 2 рюкзака. А еще 3 женских – на двуногих ишаков. На каждые две ноги по рюкзаку.

С ишаками мы шли больше двух часов по арчовой роще. Погода постепенно исправлялась, и становилось жарко. Матча с нами прощалась и на прощанье показывала свои самые теплые стороны.

Так мы дошли до деревни, где договорились с мужиком на ЗИЛе, что он довезет нас до Аксая. И поехали мы, лежа в кузове на стогу сена. Стог большой, и поэтому ветки деревьев временами хлещут по лицу.

В Аксае сначала пытались договориться с погранцами, а потом встретили нашего водителя. Сейчас допиваем чай и собираемся ночью ехать в Ош.

Дорога назад. Ош

Итак, мы в Оше. Утром приехали на ту же альпбазу, где жили в прошлом году. Нас поселили в четырехместные комнаты. Первым делом все кинулись мыться. Ко всеобщему разочарованию, в душе была только холодная вода. Но, тем не менее, все помылись и осчастливились.

Потом, естественно, пошли жрать. Я наелась настолько, что потом весь день боялась лопнуть. За столом решали, когда поедем в Алма-Ату. Народ пожелал ехать прямо завтра. Хотя я лично с удовольствием бы пожила здесь – Ош того стоит. Но, видимо, мне не светит оставаться в этом городе больше, чем сутки.

Потом мы пошли гулять на базар. Мы с Вовочкой решили, что лучше пойти вдвоем, чем шататься по базару толпой. Базар, как всегда, поражает. Километры и километры лотков. Я искала небольшой набор сувениров, но это заняло не один час. В итоге я, все-таки, нашла все, что искала и очень этим довольна.

Вечером мы с Вовочкой ходили на Сулейман-гору – местную достопримечательность. Оттуда видно весь Ош и вдалеке – Кичик-Алай. На горе есть камень, который помогает плодородию и здоровью, но мы не поняли, как им пользоваться.

Сейчас сидим в альпбазе. Ждем Колю с Полиной, которые где-то загуляли. Собираемся жрать дыню.

Хочется заняться подведением итогов. Во-первых, конечно, хорошо, что пошли. Этот поход мне дал очень многое! И дело не только в этих действительно теплых горах и огромных ледниках, на которых растут цветы. Важнее то, что теперь я знаю, что смогу вернуться – меня пустили. Да и вообще весь поход стал для меня исправлением прошлогодних ошибок.

Что касается непройденного маршрута – сейчас я совсем не жалею. Мы хорошо походили, находились до позеленения, и слава Дороге! Это было правильно и логично.

Дорога назад. Ош – Алма-Ата.

Сегодняшний день закончился очень поздно – сейчас больше двух часов ночи. У меня слипаются глаза, поэтому писать буду очень мало.

С утра встретились с мужиками, которые нас должны были везти в Алма-Ату. С самого начал они захотели посадить к нам еще одного человека, мы поругались, но согласились.

Потом мы поехали. Ехали по той же трассе, что и в прошлом году, но днем. Я весь день смотрела на дорогу, глотала сигаретный дым от водителя и ловила глюки.

А на дороге было на что посмотреть. Токтогульское водохранилище – много километров разлитой вдоль извитого ущелья ярко-зеленой воды. Перевал высотой под 3 тысячи, на который вьется автомобильный серпантин. Тоннель длиной 3 км, прогрызенный в горе.

Огорчало только свинское поведение водителей. Они запросили вместо 1700 сом 1700 рублей. Но потом мы сговорились на ту же цену, но с пересадкой в Бишкеке. До Алма-Аты доехали на другой машине. Сейчас сидим на диване у Настиного друга и засыпаем…

Дорога назад. Алма-Ата.

Сегодня по совету Тиши прямо с утра отправились на вокзал менять билеты. Там мы договорились с перекупщиками, что они достанут нам билеты на бишкекский поезд.

Мы оставили залог 5 тыс. тенге, сдали билеты и пошли гулять по Алма-Ате. Поехали в центр на местный Арбат. Он почти такой же, как 2 года назад. Там мы пили кофе, потом пошли в книжный магазин и накупили книг в дорогу.

Когда мы вернулись на вокзал, у нас начались очередные неприятности – перекупщики сказали, что мест нет, что надо договариваться с проводниками. А проводники сказали, что места только сидячие, потом, что положат на 3-ю полку. Мы согласились, но и этого нам не дали. На третьей полке у всех вещи, а мы лежим в курительном тамбуре на спальниках. А еще с нами двое альпинеров. Вдвоем тут можно, а вчетвером уже тяжело.

Дорога назад. Поезд. Конец

Похоже это последняя запись об этом походе.

Сейчас мы сидим на российской половине границы. Весь сегодняшний день сидели в тамбуре и читали книжки. Это оказалось не так уж и плохо.

Единственный минус – пол твердый. Зато мы сидим вдвоем с Вовочкой, и нам никто особо не мешает. Альпинисты весь день до границы сидели у своих в другом вагоне.

Вот, видимо, и все. Покатались. Удачно. Несмотря ни на что. Какие-то проблемы решились, какие-то появились. Это нормально.