На главную.

Выводы и рекомендации.

Таким образом, нами пройден маршрут по Центральному Памиру в районе стыка хребтов Академии Наук, Ванчского и Язгулемского. Интерес к этому редко посещаемому району вполне понятен, и мы постарались реализовать его для себя в полной мере. Мы побывали там, где берёт начало знаменитый ледник Федченко – крупнейший горный ледник мира. Прошли также и по верховьям Грумм-Гржимайло – второго по величине памирского ледника. Проникли в узел Ракзоу – место, где сливаются шесть больших ледников, куда только через троечный перевал можно попасть и только через троечный перевал выйти. К сожалению, неблагоприятная погода не пустила нас сделать попытку восхождения на высшую точку Центрального Памира – пик Революции, но наш маршрут почти описал кольцо вокруг этой вершины, так что мы имели возможность увидеть её со всех сторон. Надо отметить, что район верховьев Федченко, пиков Революции и Ракзоу привлекает не только своей суровой красотой и величественностью. Он весьма интересен и в спортивном отношении. Наш маршрут включил в себя прохождение десяти категорийных перевалов: 1Б – два, 2А – два, 2Б – два, 3А – четыре. Навешено в общей сложности 46 верёвок (2200 м перил), большая часть из которых – на подъём. И технически сложные перевалы, и труднопроходимые ледопады – все препятствия преодолевались группой грамотно, очень надёжно и безопасно. А в заключительной, культурно-познавательной части похода нам посчастливилось посетить жемчужину Памира – легендарное Сарезское озеро.

Читатель может обратить внимание, что наш маршрут, хоть и проходит по заявленным вариантам, отличается от первоначально запланированного. Тому есть ряд веских причин. Одна из них – это то, что мы потеряли непредвиденно много времени (в сумме целых пять дней) из-за разных административных препон и из-за нехарактерной, прямо скажем, для Памира неустойчивой погоды. Возможно, нам не следовало бы изначально планировать такой насыщенный маршрут, а правильнее было бы заложить несколько запасных дней на случай неблагоприятных обстоятельств. Многие так поступают, и в нашей группе этот подход обсуждался на этапе подготовки. Однако, мы предпочли заложить в маршрут не запасные дни (которые пришлось бы бездарно просиживать в Душанбе в ожидании обратного авиарейса, пройди всё по плану). Вместо этого мы подготовили для себя широкий ассортимент различных запасных вариантов, так что практически из любой точки группа имела возможность сократить или упростить часть отдельных элементов маршрута, ни в коей мере не жертвуя при этом всем походом как целым. Нам трудно безапелляционно судить, какой именно подход: запасные дни или запасные варианты имеет большее право называться верным. Как бы то ни было, мы избрали в данном случае запасные варианты, и, так или иначе, это себя в полной мере оправдало. И то, что несмотря на массу различных проблем, маршрут пятой категории пройден, и не просто некий эталонный, минимальный вариант, но поход «с запасом», включающий в себя четыре определяющих и два предопределяющих перевала, лишний раз это демонстрирует.

Центральный Памир – это высокогорный район, даже по сравнению с другими частями Памира, не говоря уже о среднегорье. Для Центрального Памира характерны не только большие абсолютные высоты перевальных седловин и не только большие перепады высот перевальных взлётов и подходов из долины. Группа, попавшая в верховья Федченко, Грумм-Гржимайло или Язгулемдары сразу замечает здесь непривычно высокий, так сказать, «уровень пола», необходимость много дней подряд ходить, не спускаясь ниже 5000 м. У нас, например, на маршруте было десять ночёвок выше 5000 м, в том числе пять подряд, самая высокая ночёвка – 5960, а максимальная высота перевала – 6150 м. А ведь там приходится не только ночевать, надо ещё и проходить длинные километры по большим, часто сильно разорванным ледникам, с приличным рюкзаком лазить по верёвкам на технически сложных перевалах. Такая напряженность похода предъявляет особенно серьёзные требования к физической подготовке участников, к тщательной проработке высотной акклиматизации. К сожалению, при всей аккуратности активной «пилообразной» акклиматизации на нашем маршруте, не все оказались способны по своей физической форме легко переносить большую высоту. Как говорят, высотная форма окончательно проверяется только высотой. В результате двое участников вынуждены были сойти с маршрута после первой, спортивно-акклиматизационной части. Наверное, акклиматизация сама по себе была бы для них легче, если бы акклиматизационное кольцо было коротким (3-5 дней) и включало бы в себя только прохождение несложных перевалов под легким рюкзаком. И во время подготовки маршрута мы об этом думали. Но короткое акклиматизационное кольцо в этом районе никак не получалось. От того, что основная высотная часть тогда ни в какие разумные рамки не укладывалась: ни по дням, ни по весу рюкзаков, да и акклиматизации, которую можно за 3-5 дней получить, для перевалов в верховьях Федченко всё равно не хватает. Так что наше длинное акклиматизационное кольцо, совмещенное со спортивной частью, было вполне продуманным выбором. Тем более, что к проработке самого этого кольца мы подошли со всей ответственностью: были предусмотрены и «пилообразный» набор высоты, и многочисленные запасные варианты. И необходимый запас прочности в группе, несомненно, был. Это подтверждает хотя бы даже и тот факт, что сход с маршрута участников, плохо переносящих большую высоту, происходил не в режиме аварийной ситуации, а полностью контролировано, и не повлиял на продолжение похода основной частью группы. С другой стороны, опять же нет худа без добра. Ведь даже те двое участников, которые сошли с маршрута, всё равно набрали необходимое для зачета «пятерки» количество перевалов, а вот хватило ли бы у них физической формы, если бы им стало плохо на основной части маршрута, уже после первой акклиматизации – ещё неизвестно...

Рекомендации по прохождению отдельных перевалов, по которым мы собрали информацию, в двух словах можно сформулировать так: перевалы хорошие. Более детальные рекомендации были даны в отчете при описании прохождения каждого перевала. Лишний раз хочется обратить внимание только на некоторые моменты. Следует «смотреть в оба» при прохождении перевала БЕГ в направлении с запада на восток: если поспешить и слишком рано свернуть вправо, на вполне канонического вида седловину «Ложного БЕГа» - там будет не до смеха... Где находится и куда ведёт каждая из этих седловин, мы, наконец-то, разобрались, и соответствующие схемы в отчёте представлены. Нужно иметь в виду, что ледники бассейна Язгулемдары могут быть год от года совершенно разными – планируйте для них запас времени. Орография ледников Язгулемдары такова, что допускает варианты перехода с одного рукава на другой, этим иногда можно воспользоваться, если разломы окажутся вовсе непроходимыми, и в нашем отчёте это описано. Нельзя небрежно относиться к перевалу Ребро. В силу его потенциальной камнеопасности этот перевал не допускает «самодеятельности». Нетрудно предположить возможный спусковой механизм аварийной ситуации, например, такой: поздно вышли, не подготовили заранее снаряжение, потеряли время, как подошли к «горловине» - начались интенсивные камнепады, а тут ещё туман какой-нибудь налетел. Дальше что? Либо соваться под камнепад при ограниченной видимости, либо останавливаться на сидячую ночёвку в небезопасном месте, куда всё равно шальной камешек может залететь – и то, и другое суть превышение уровня опасности до неприемлемого, критическая ситуация налицо. А не дай бог, кому-то «прилетело» - устроить там спасработы очень непросто. И действительно, известно, что аварии, в том числе и с летальным исходом, в туристских группах на перевале Ребро были. Наша группа отнеслась к прохождению этого перевала со всей ответственностью. Перевал был пройден «на скорости», без задержек, в результате все камнеопасные участки к началу интенсивных камнепадов были уже позади, и группе засветло удалось выйти к месту, где возможна комфортная и безопасная ночёвка. В результате ни ночных хождений, ни сидячих ночёвок, ни опасных «соплей» при организации страховки – но ценой длинного и очень напряженного трудового дня.

После обильных снегопадов можно ожидать, что перевалы Одесса, БЕГ, Ребро, Бартанг станут лавиноопасными. Перевал БЕГ, наверное, станет камнеопасным, если растают гигантские кальгаспоры на его перевальном взлете, мешающие камням разгоняться. На перевальных взлетах Верхнего Хурджина и перевала Омара Хайяма реально была сформировавшаяся снежная доска во время нашего прохождения. Однако, лавинная опасность на них была незначительной и существенной проблемы не представляла: склоны не протяженные, глубина снега всё-таки небольшая. Тем не менее, на перевале Омара Хайяма мы решили перестраховаться: отказались от подъема на него во второй половине дня, сделали полудневку, и проходили рано утром по смерзшемуся насту.

Следует ещё обратить внимание, что заехать на машине в район пика Революции со стороны Оша или Мургаба, как это делали во времена СССР, теперь нельзя. Дорога от Памирского тракта по реке Кударе уже лет десять не поддерживается в проезжем состоянии. Зато теперь можно заезжать в верхние бартангские кишлаки со стороны Душанбе: по Памирскому тракту до кишлака Рушан, и далее вверх по Бартангу. В том числе можно заехать на машине и в кишлак Барчадив: новый мост через Бартанг в Нисуре теперь автомобильный.

На главную.

Андрей Мамонтов, mamont@isp.nsc.ru, ICQ 7648337
Секция горного туризма с/к НГУ,
http://mountain.nsu.ru/
г. Новосибирск, 2005.