Изменения

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску
==== 2.7.5  Перевал Семинаристов (Эльбрус, Разведочный) (2Б,4654) ====
Перевал '''расположен''' в северном отроге Алайского хребта, разделяющем долину Джилису и ледник Алаудин северный. Находится в южном гребне пика Айлама непосредственно под его южной стеной.<br>'''Соединяет''' ледник правого притока реки Джилису с западной ветвью ледника Алаудин северный.<br>'''Ориентация склонов:''' запад - восток.<br>Для прохождения нужны кошки, верёвки. Могут понадобиться скальные крючья, ледобуры.<br>'''Стоять''' перед перевалом лучше всего на левом берегу Джилису, где под моренными буграми, ограничивающими разливы реки, есть ровные, поросшие травой полянки. Рядом из-под камней вытекает чистый ручей. В принципе можно найти место для стоянки и на правом берегу, непосредственно перед началом подъёма в боковую долину, или даже выше, перед началом крутого подъёма к `бараньим лбам', на которых заканчивается ледник. Выбор, однако, определяется не удобством стоянки и не расстоянием до перевала, а тем, что тропа вдоль Джилису идёт по левому берегу. Это означает, что для прохождения перевала Семинаристов необходимо сначала переправиться через реку. Поток даже на разливах сильный, даже утром глубина его выше колен, а к концу дня она может возрасти сантиметров на 30-40, а в жаркий день - и на пол-метра. После перевала удобных мест для ночлега нет. В крайнем случае можно встать на верхнем поле ледника сразу после спуска с перевального гребня. Дальше придётся идти до самого нижнего поля ледника Алаудин, пересекать его и, в зависимости от дальнейших планов, идти либо вниз, на стоянки в правом моренном кармане, не доходя до конца ледника, либо вылезать на традиционные места отдыха идущих на перевал Алаудин на террасе на верху моренного вала. В крайнем случае, если нет времени или сил, можно остановиться прямо на нижнем поле ледника.<br>На подъём на перевал от реки Джилису требуется 6-7 часов. Перепад высот 1000 метров. На спуск до нижнего поля ледника Алаудин северный требуется 4 часа. Перепад высот 1100 метров.<br>Путь к перевалу начинается от разливов реки Джилису, находящихся выше впадения в неё крупного левого притока. Сразу после переправы необходимо пройти вверх по течению, перепрыгнуть ручей, текущий из ледника, что спускается с перевала Семинаристов, и выбираться по травянисто-осыпному склону левого борта ущелья. Примерно через один переход удобнее всего повернуть налево и, воспользовавшись козьей тропой, траверсом осыпного склона выйти в верхнюю часть ущелья. Слева внизу остаётся каньон речки. Впереди хорошо видно круто обрывающееся окончание скального гребня, разделяющего два ледника. К перевалу Семинаристов - направо. Ледник далеко отступил, и в настоящее время его язык заканчивается выше `бараньих лбов'. Подход к ним ведёт по осыпи, которая в условиях 2009 года была заледеневшей и была местами перекрыта лавинными выносами. `Бараньи лбы' некруты, но, чтобы выйти на них с рюкзаками, можно, на всякий случай, повесить верёвку. Дальше путь идёт среди каменных россыпей, которые выводят на заснеженный ледник. Здесь для удобства лучше надеть кошки. Далее ледник полого поднимается по направлению к широкому перевальному гребню, судя по всему, заглаженному ледником. Больших трещин, которые описаны в отчёте 1979 года, на этом пути не встречается. Более того, при большом количестве снега (как это было в 2009 году) трещин вообще не видно. Тур находится у подножия характерной красно-бурой скалы, видной издалека и находящейся ближе к северной части гребня, к южной стене пика Айлама. Выходить к нему удобнее всего траверсом справа-налево.<br>Спуск начинается справа по ходу (южнее) скалы. Крутизна льда вначале около 30 градусов, но относительно крутой участок быстро заканчивается. Дальше удобнее идти вдоль левого борта ледника, придерживаясь левого рантклюфта. Таким путём можно обойти верхний участок ледовых разрывов. Ниже рантклюфт упирается в скальные сбросы, от которых удобнее уйти на середину ледника. Дальше ледник спускается относительно полого и ровно. Эта плоскость обрывается большим ледопадом, спускающимся на нижнее поле ледника Алаудин северный. Ледопад этот обходится по осыпям вдоль его левого края. Такой спуск выводит на моренные поля левого борта ледника Алаудин северный. Сам ледник находится существенно ниже этих полей. Спуститься к нему можно по крутому осыпному склону, не уходя далеко от ледопада справа по ходу. Чтобы пересечь ледник, надо пройти немного вверх и направо по направлению к основанию ледопада, а затем выбраться налево, на присыпанную камнями относительно ровную ледовую поверхность. От правого борта ледник отделён бурным ручьём. Чтобы преодолеть этот поток и выйти на тропу, лучше пройти правее, ближе к основанию ледопада основного ледника Алаудин северный.
Существует путаница как с названием перевала, так и с информацией о том, кто его первым прошёл. В классификаторе есть две строчки, относящиеся, судя по всему, к этой седловине. Это перевал Семинаристов (2Б) и перевал Разведочный (2Б). Второе название дано группой, попытавшейся пройти его в 1979 году. В перевальном туре мы обнаружили записку, датированную 1987 годом, в которой утверждается, что группа прошла перевал впервые и, по праву первопроходцев, назвала его Эльбрус. При этом сложность его прохождения тоже была определена как 2Б.В условиях 2009 года '''сложность''' перевала была скорее ближе к 2А, чем к '''2Б'''. Следует, однако, заметить, что если нижний ледопад практически всегда можно обойти, то верхний участок разрывов при малом количестве снега может существенно усложниться. Крутизна ледопада достаточно велика, и для его преодоления может понадобиться перильная страховка.