Изменения

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Кызыла, до турбазы «Тушканчик».<br>
Ландшафты сменялись один за другим: реки Абакан и Енисей, Минусинская котловина (Сибирская Италия), в некоторых местах которой благодаря сухости почвы сохранились [http://www.rutraveller.ru/place/55074 древние оросительные каналы] 2000-летней давности, долины горных рек, заросшие тугаями, по склонам горных хребтов расстилаются дикие урманы. <br>
[[File:Ergaki_2014_map1.jpg|250px|thumb|left|]]
Зарегистрировались в визит центре, и в 12:00 по тропинке, идущей по левому берегу р.
Тушканчик, вышли в сторону оз. Светлое.
Золотарного, полностью стемнело. В 21:40 вернулись в лагерь.
другая - вправо, по крутому склону, вверх

<br>
''Перевал Пикантный 1Б, 1800 (No33). Находится (Рис. 1) между пиками Звездочка на западе и Гамма - на востоке. Склон со стороны озера Золотарного (юг) травянисто-осыпной (Д.ф. 7), технической сложности не представляет. Склон со стороны Цветных озер (север) скально-осыпной.''<br><br>
Путь через тасхылы и отроги к Цветным озёрам. Солнечно, над горной долиной величественно парят холзаны.<br>
 Пошли по тропе вдоль восточного берегаозера. Но, как только достигли северного берега, тропа потерялась в зарослях, поэтому на прохождение через заросли и поиск тропы потратили некоторое время. В прошлом году, на альпсборах, я проходил перевал Пикантный, тогда мы шли по западному берегу озера, и проблем с поиском тропы не было. Поэтому, двигаясь на северо-запад, мы вышли на западную тропу и по ней в 11:00взошли на перевал Пикантный (Д.ф. 7; Д.ф. 8;Д.ф. 9). На перевали сняли записку от туристов из г. Белово от 30.07.14 (рук Батищев Н., поход 4.к.с.). Здесь я проинструктировал участников, что спуск с перевала будет по камнеопасному склону, поэтому надо двигаться компактной группой, внимательно смотреть, куда встаешь, ну и всей группе нужно быть готовой к провеске перил в случае необходимости. Перевал Пикантный(1Б), определяющая сторона -северный склон. Обычно проходят по одному из двух путей (Рис. 2). Первый путь - справа, по ходу спуска, по кулуару, в котором снег обычно лежит очень долго. Поэтому в первой Рис. 2 Спуск с перевала Пикантный. половине лета можно спуститься на этот снег,и если он твердый [фирн, но не лед], по нему можно быстро спустится с перевала. В этом варианте надо быть аккуратным при спуске в кулуар, потому что можно спустить камни на людей, находящихся в кулуаре. В нашем случае снега не было - кулуар был более глубокий, кроме того, группа у нас была большая. Учитывая это, я выбрал второй вариантспуска. <br>[[File:Ergaki_2014_map2.jpg|250px|thumb|left|]]Второй путь - слева, по травянисто-осыпным полочкам, надо аккуратно их распутывать, двигаться компактной группой и, при необходимости, в некоторых сложных участках осуществлять гимнастическую страховку участников. В прошлом году мы на альпсборах в дождь тоже выбрали этот вариант. Этот путь более долгий, но более безопасный. В этом году я обнаружил уже по этому пути явно выраженную тропу, поэтому проблем с поиском пути спуска не было. Просто потребовалось аккуратное прохождение сложных участков. Через два часа мы спустились с перевала (Д.ф. 10). Далее, пройдя по морене где-то 700 метров, мы в 14:00 разбили лагерь между двумя озерами (Д.ф. 11). В этом месте очень удобные, ровные площадки для лагеря, но надо иметь ввиду, что в этом цирке - между пиками Звездный и Зуб Дракона - почти отсутствуют дрова. Обычно на этом месте разбивают лагерь, если хотят совершить восхождения на стену Зуб Дракона по 5-кам. Пообедав в 15:30 мы выдвинулись на восхождение Или на Зуб Дракона по «спусковой» 2А(Рис. 3). Маркированная тропа начинается с южной стороны озера10. Тропа сверху обходит водопад и далее устремляется единственную в кулуар выводящий на гребень пика Зуб Дракона. Гребень представляет из себя пологий травянисто-каменный склон до самой вершинырайоне 6А на пик Звездный (Д.ф. 12). <br>Пообедав в 15:30 мы выдвинулись на восхождение на Зуб Дракона по «спусковой» 2А(Рис. 3). Маркированная тропа начинается с южной стороны озера10озера . Тропа сверху обходит водопад и далее устремляется в кулуар выводящий на гребень пика Зуб Дракона. Гребень представляет из себя пологий травянисто-каменный склон до самой вершины(Д.ф. 13). Основная техническая сложность восхождения – это два скальных участка вкулуаре. Если достаточно сыро, то на этих участках может потребоваться провеска веревки, но если все сухо, то в этих местах можно обойтись гимнастической страховкой. <br> Участники, распределенные попарно по принципу «слабый-сильный», страховали друг-друга на сложных участках. Таким образом мы вышли на гребень и в 18 часов достигли вершины (Д.ф. 14). Записки в туре не обнаружили. Пробыв на вершине около часа, посмотрев на наш следующий перевал Близнецы Западные 1Б (Д.ф. 15), насладившись окружающими видами - отсюда видны почти все вершины горного массива Ергаки, - мы пошли на спуск. Основная проблема на спуске - не проскочить тропу в спусковой кулуар. Место спуска помеченно большим туром. Но идя по турикам по тропе, можно не обратить внимание на этот большой тур и проскочить. У нас так и вышло: первые участники проскочили тур и ушли дальше по тропе, пришлось их окликнуть и вернуть. В 20:00 мы спустились в лагерь.<br>
<p align=center>'''20 августа 3 день'''</p>
Метеоусловия: с утра ясно, в обед облачно, под вечер дождь.<br>
Ходовое время: 3,5 часа + 3часа (заброска, радиальный выход)<br><br>
Погода с утра ясная. В 8:30 вышли на север, по тропе в сторону р. Левый Тайгиш. Тропапредставляет из себя крупноблочную морену (Д.ф. 16). На всем протяжении она маркированна. Может показаться, что местами путь тропы выбран явно неоптимально, но лучше с тропы не сходить, т.к. надо не пропустить момент, когда тропа резко завернет вправо и вверх на стену - это будет перелаз на тропу в сторону оз. Горных Духов. Перелаз достаточно крутой, в дождь рекомендуется провеска перил. В нашем случае все ограничелось гимнастической страховкой и передачей рюкзаков на двух участках. В 11:30 мы вышли на озеро Горных Духов (Д.ф. 17), перешли ручей, который вытекает из озера11озера и встали на площадке-стоянке на обед. Здесь мы отобрали альпснаряжение и немного продуктов для заброски. Четыре человека пошли делать заброску, вдоль берега озера, в сторону перевала Птица. Пройдя верхнее и нижнее озеро мы достигли площадок, удобных для ночевки под перевалом. Свернув от площадок влево мы нашли в морене очень удачное место для заброски - что-то вроде лаза среди крупных камней, так что медведь не смог бы пролезть к заброске. Покончив с заброской, мы вернулись на место обеда. <br>[[File:Ergaki_2014_map3.jpg|250px|thumb|left|]]В этом году из Ергаков постоянно поступала информация о большой активности медведей. В частности, было видео, на котором медведь в районе Параболы (как раз рядом с местом нашего обеда) пытается приставать к туристам. В результате его отпугнули петардой. <br> Как только обед был готов, и запах пошел по долине, медведь не заставил себя долго ждать: он появился на тропе, по которой мы пришли с Цветных озер, на противоположном берегу ручья (Д.ф. 18). Народ стал поднимать шум, готовить фальшфейаеры и сигналы охотника. Я успокоил ребят, сказал, что пока медведь далеко, не надо шуметь, а то он привыкнет к шуму и перестанет бояться. Лучше начать активно и резко шуметь, когда он начнет приближаться, скажем, начнет переходить ручей. Медведь,видимо, для себя тоже определил ручей, как границу приближения. Так, пообедав, мы около часа смотрели друг на друга. В конце концов, медведь искупался в озере и ушел, а мы, собрав вещи, пошли по тропе вниз на озеро Художников (Д.ф. 19).<br> Через 30 минут мы достигаем озера Художников и, на восточном берегу, в стандартном месте под Параболой (Д.ф. 20) разбили лагерь (Д.ф. 21). Решили, что приготовим чай и пойдем радиально на Малахитовые ванны.  В процессе приготовления чая произошел инцидент. Для того чтобы эффективнее работала газовая горелка, газовый баллон пододвинули к горелке, чтобы он согревался. Но у газовых баллонов типа дихлофос максимальная температура нагрева где-то +50 градусов. Видимо баллон перегрелся, плюс еще, возможно, имелись дефекты шва, соединяющего дно со стенкой. В результате дно баллона выстрелило и баллон, как ракета, улетает вверх, разрушая горелку. Осмотрев потом дно и корпус баллона, мы не увидели следов прогара стенки, было явно видно, что дно отделилось ровно по шву. В результате такого инцидента мы лишились мультитопливной горелки. Получилось, что мы зря заложили во вторую заброску бензин, на котором мы планировали готовить в последние дни похода на оз. Светлое. Таким образом, у нас осталась одна большая газовая горелка для котлов и одна аварийная горелка12горелка , на которой можно вскипятить воду в кружке. Поэтому в дальнейшем мы постоянно готовили на костре, в местах где разбивали лагерь, а в обед по-прежнему кипятили воду на горелке. <br> Приготовили чай, перекусили. Так как народ реально убедился, что медведи в Ергаках есть, мы вымыли пасуду, собрали продукты. Пахучие продукты повесели в стороне от лагеря на дереве. <br>  После этих приготовлений мы вышли в радиальный выход на Малахитовые ванны. Из озера Художников берет свое начало река Левый Тайгиш, почти сразу происходит резкий сброс, где-то 130 метров, и река образует водопад (Д.ф. 22) с несколькими каскадами. Вконце этого водопада образовалось маленькое красивое озеро, которое называютМалахитовые ванны (Д.ф. 23). Спускаться надо по правому берегу13берегу . <br> Как только мы искупались, пошел типичный для Ергаков дождь. Поэтому мы быстро собрались и вернулись в лагерь. Приготовили ужин на костре, поужинали под тентом, провели мероприятия «антимедведь» и легли спать. Дождь шел всю ночь.