Горная н/к Альянова на Курайский хребет 2021

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Версия для печати больше не поддерживается и может содержать ошибки обработки. Обновите закладки браузера и используйте вместо этого функцию печати браузера по умолчанию.

Предварительная схема маршрута с запасными и аварийными выходами

Сроки

17 ноября - 22 ноября

Нитка маршрута

река Корумдуайры – ручей Беленький – перевал Майский Беленький (1А, 2860) – река Кысхыштубек – перевал (н/к) – трасса Акташ - Улаган

Состав группы

Расходы

4265 рублей с человека (транспорт, еда, страховка)

Вместо отчёта

Так как провести категорийный поход не получилось, писать полноценный отчёт о нём не хочется. Однако, есть смысл опубликовать информацию, которая может быть полезна другим туристам.

Подготовка к походу.

Идея провести этот поход у меня возникла случайно. Изначально я планировал отправиться в поход III категории сложности на Катунский хребет, но не сложилось по срокам. Если в удобное время никто в поход не собирается - лучше всего провести его самому. Так я решил, и объявил поход 22 сентября - меньше чем за месяц до отъезда.

В первое время мне писали достаточно много потенциальных участников, на технической тренировке желающих также было достаточно много. Однако с приближением даты выезда нас оставалось всё меньше, и за 2 недели до похода осталось всего 6 человек. Решив, что я не готов платить достаточно большую сумму за транспорт, я порекомендовал одному из участников воздержаться от похода из-за слабой физической формы и недавно перенесённой болезни. Он прислушался к моему совету, и в результате нас осталось всего 5 человек - а значит теоретически мы могли поместиться в одну машину. Но это только теоретически...

Далее предстояло решить вопрос с заброской. Старт похода планировался в месте слияния рек Ярлыамры и Корумдуайры, в 4 км от Акташа. Выяснилось, что большинство турбаз за пределами Акташа, где я планировал оставить машину, уже не работают. Идти 4 км от Акташа по дороге, да ещё и с набором высоты около 250 метров, не хотелось, а большинство водителей УАЗиков отказывалось даже заводить свой УАЗик за сумму, меньше чем 5 тысяч рублей - именно столько они требовали за доставку нас от Акташа до места старта. В результате было принято решение их услугами не пользоваться и оставить машину возле места старта.

День 0

Выезд был запланирован на 5 часов утра. В 6 часов я должен был забрать Валентина со станции Обское море и поехать в сторону Алтая. Однако проснулся я только в 6 часов - сказались ночные сборы, будильник я просто не услышал. Ночью собирался не только я - в 2 часа ночи пришло сообщение от Валентина, что термос протекает, и нам по пути придётся заехать за новым.

Проснулся я от того, что у меня звонил телефон. Звонил мне Витя, который не мог уехать из Ложка, который "в 15 минутах от НГУ". Также были сообщения от Кристины - она уже ждала нас возле спорткомплекса. В результате, собрав всех участников и выронив по дороге из Ложка рюкзак из открытого бокса мы смогли выехать только в 8 часов утра - на 2 часа позже запланированного.

Дальнейшая дорога прошла без происшествий. Правда, в автомобиле Ford Fusion, длиной 4 метра, поместиться впятером было непросто. 2 рюкзака поместились в бокс на крышу, остальные - в багажник. Коврики пришлось держать на коленях. Возможно, в летний поход, в который не нужны по 2 коврика и снегоступы, на этой машине можно ехать впятером. Зимой - не рекомендую. Кроме того, с боксом на крыше машине не хотела разгоняться больше 130 км/ч. Около полутора часов потратили в Бийске на завтрак, доукомплектовку аптечки и покупку термоса. Ещё полчаса - на обед в "Шёлковом пути". В Акташ приехали в 19 часов.

Мы попытались проехать по дороге, идущей в сторону перевала Майский беленький. Однако первый же снежник оказался для нас непреодолимой преградой. Наши попытки проехать через полметровый сугроб увидели местные жители.

Эти местные жители нам сообщили:

1. В горах уже зима, лежит снег, а по ночам холодно, и мы там скорее всего замёрзнем.

2. На Алтай массово мигрировали медведи из Якутии, и они нас сожрут.

3. В верховьях ручья Беленький - скала, и прохода там нет. К реке Кысхыштубек мы там никак не выйдем.

4. Если мы оставим машину прямо тут, то на крышу машины залезут бараны. Возможно, местные бараны и правда настолько суровые, что даже не боятся медведей.

5. Скорее всего из жалости нам предложили переночевать у них в доме, возможно, думая, что это будет последняя ночь в нашей жизни.

Решив, что нам нужна холодная ночёвка перед походом, от такого предложения мы отказались. Всё-таки в группе было 2 участника, ни разу не ночевавших в палатке зимой, и лучше, если они замёрзнут перед походом, а не в походе. Спустившись немного ниже дома алтайцев со злыми баранами, мы поставили палатку.

День 1

На следующий день утром начали перепаковывать снаряжение. Выяснилось, что у некоторых участников с собой по 2 восьмёрки, одна из которых - стальная. Кроме того, некоторые участники решили продублировать ремнабор. Всё-таки перед походом, где есть неопытные участники, рюкзаки нужно проверять. Электронную книжку одному из участников я разрешил оставить, однако она ему так и не понадобилась. Отобрав у участников лишние вещи, я отправил их вперёд по той дороге, по которой мы ехали вчера, пообещав их догнать. Через некоторое время, когда я, по моим расчётам, уже должен был всех догнать, я понял, что участники не запомнили, куда мы вчера ехали. Нам повезло, что мимо меня проезжала машина, и я попросил водителя развернуть группу, которую он догонит. Через некоторое время группа вернулась, и далее мы пошли в правильном направлении.

Первое время мы шли по дороге, на которой не было никаких препятствий, кроме снега. Первые 2 километра от моста через реку Ярлыамры можно проехать почти на любом полноприводном транспортном средстве. Затем дорога упёрлась в реку, которая, судя по всему, поменяла русло и размыла дорогу. Через некоторое время дорога вышла на берег, но была сильно заросшей молодыми деревьями. Через 4 километров лес и дорога начали заканчиваться, а группа начала проситься на обед. В первый день было запланировано пройти 8 км, набрав 1000 метров, и остановиться возле озера в верховьях ручья Беленький. Понимая, что демократия в походе - это плохо, я предупредил группу, что после обеда будет идти тяжелее, но всё-таки остановился.

Пообедав, мы вышли из зоны леса и начали подъём по морене. Скорость движения группы после обеда и правда уменьшилась. Некоторые участники ожидали после каждого моренного вала увидеть долгожданное озеро, на котором я обещал остановиться, и каждый следующий моренный вал давался всё труднее. В результате, когда мы прошли всего 7 километров вместо заявленных 8, и набрав всего 900 метров вместо 1000, скорость группы упала настолько, что я решил остановиться, поставить лагерь и отдохнуть.

День 2

В этот день нам снова предстояло пройти 7 км (из них 1 км, не пройденных вчера), и пройти перевал Майский Беленький. В начале дня группа пошла по моренам быстрее, чем вчера, но на подходе к перевалу нам встретился заснеженный курум...

Пожалуй, сложнее всего преодолевать курум осенью. Летом все камни видно: видно их размер, положение, и в целом понятно, куда наступать. Зимой и весной, пока снега ещё много и снег достаточно плотный, можно наступать куда угодно. Осенью же, если наступить мимо камня, можно провалиться между камнями по пояс, повиснув на рюкзаке. Проще всего, конечно, между камнями не наступать, но не всем это удавалось. В результате, за первую половину дня мы успели подойти к перевалу.

Истинную седловину перевала мы не видели, как и путь подъёма на неё. Видно её было от озера, издалека, и подъём на неё выглядел достаточно сильно заснеженным. Однако перед нами был подъём, который выглядел достаточно простым, и я решил не идти по куруму дальше, а подняться на перевал кратчайшим путём.

Я напомнил группе о том, как тяжело идти после обеда, и мы начали подъём. Почти сразу после начала подъёма у одного из ботинков отвалилась подошва, и нам пришлось потратить время на ремонт. Несмотря на отсутствие обеда, группа на подъём шла медленно, участники достаточно часто падали практически на ровном месте. После преодоления части подъёма на ремонт попросился второй ботинок, и было решено всё-таки пообедать. Во время обеда, пока реммастер прикручивал вторую подошву, я решил сбегать до седловины. Поднявшись на неё за 20 минут я обнаружил там почти ровное место для установки палатки, а также увидел настоящую седловину, до которой оставалось ещё 100 метров. Спустившись к группе, я обнаружил отремонтированные ботинки и желание ставить лагерь как можно быстрее. Сообщив, что до перевала осталось 20 минут, я быстро пообедал и мы продолжили подъём. Подъём занял больше часа. За это время я успел подняться наверх с рюкзаком, спуститься вниз и забрать рюкзак в отстающего участника, что, к сожалению, его практически не ускорило.

Поднявшись на перевал, мы обнаружили достаточно удобный переход между седловинами, который при этом был достаточно узкий. Опытная группа могла бы преодолеть его без страховки, чуть менее опытная - в связке. Однако, вспоминая, как падали участники там, где падать было некуда, я решил переночевать на перевале, а утром повесить на потенциально опасном участке верёвку для подстраховки. Почти ровное место под палатку было выровнено снегом и снегоступами. Несмотря на высоту 3000 метров ночью было тепло настолько, что мы решили оставить палатку открытой - так она меньше запотевала изнутри. Ветра практически не было. В этот день я начал подозревать, что весь запланированный маршрут мы не пройдём...

День 3

Нам предстояло спуститься с перевала, но для этого нужно было пройти на соседнюю седловину. Просто так спускаться вниз было нельзя - был крутой заснеженный склон. Как уже написано выше, переход на соседнюю седловину не представляет технической сложности, но при падении с него вправо или влево можно пролететь пару метров вниз. В результате в 2 самых опасных местах было провешено 2 верёвки, и все участники, не падая, перешли на соседнюю седловину.

После спуска с перевала понадобились снегоступы. У некоторых участников снегоступы были складские и постоянно отвязывались. Это было связано скорее не с конструкцией снегоступов, а с неумением их привязывать. Я пробовал привязать снегоступы крепче: после этого отвязывались они реже, но и участники в них падали чаще. В результате, спуститься к реке Кысхыштубек мы не успели: стемнело, и мы остановились на одном из озёр под горой Чибиткой. В этот день я начал подозревать, что нам придётся выходить через перевал Сотовый.

День 4

Утром нам предстояло спуститься к реке Кысхыштубек. Спуск проходил по восточному склону, на котором был наш любимый заснеженный курум. Попытки найти более пологое место для спуска не увенчались успехом, и мы решили идти кратчайшим путём. В результате штаны одного из участников превратились в решето: только с одной стороны на них было более 10 дырок, образовавшихся при падениях. После этого спуска темп группы упал ещё сильнее: после 20-минутной ходки приходилось до 40 минут ждать отстающих участников, психологическое состояние которых сильно ухудшилось после сложного спуска. Кроме того, у одного из участников был достаточно сильный кашель и температура. Но ждать его не приходилось, так как этот заболевший участник злоупотреблял кофеином, и после злоупотребления некоторое время шёл с нормальной скоростью, а затем падал без сил до следующего злоупотребления. Ночевать мы остановились между перевалами Сотовый и Хорошей погоды. В этот день я начал подозревать, что перевал Сотовый мы тоже не пройдём, но решил дождаться утра.

День 5

За ночь состояние здоровья больного участника не улучшилось. Происходящее было похоже на бактериальную инфекцию в стадии, когда она уже не пройдёт без приёма антибиотиков. Теоретически, этот участник на кофеине мог бы подняться на перевал Сотовый за один день. Однако второй участник, порвавший все штаны на куруме, подняться на перевал за день не смог бы. Увеличивать время нахождения в горах больного участника мне не хотелось, и я решил выходить в тот же день через н/к перевал по дороге.

Дорога, особенно на подъём, была заснежена ровно настолько, что скорость передвижения по ней не зависила от наличия снегоступов. Дорога эта выходила на трассу Акташ - Улаган на расстоянии 15 км от места, где была машина. Вся надежда была на попутку, которых в это время года там немного. Я решил отправиться на трассу ловить попутку, чтобы добраться до машины и забрать остальных участников как можно быстрее. Ожидание попутки на трассе заняло около часа, ещё столько же - дорога до машины и обратно. За это время участники спустились с перевала. Мы пообедали и поехали домой. Около 2 часов ночи мы прибыли в Новосибирск. Поход завершился.

Той же осенью перевал Майский Беленький был переклассифицирован, и теперь его сложность 1Б. Однако я считаю, что осенью, когда осыпь на склоне замерзает, а снега ещё немного, сложность этого перевала 1А.

Таким образом, был пройден некатегорийный поход с элментами единички (а по мнению некоторых - с элементами двойки). На первую категорию сложности ему не хватило ни километража, ни продолжительности, ни количества препятствий.

Почему маршрут не был пройден полностью? Возможно, из-за недостатка опыта некоторых участников. Однако это должен был быть поход первой категории сложности, в которые обычно к участникам не предъявляют особых требований. Возможно, из-за недостаточного количества тренировок? Однако, как позже выяснилось, в походе наблюдалась обратная корреляция между количеством тренировок и скоростью передвижения: участники, больше всего посещающие беговые тренировки, шли медленнее тех, кто их не посещал. Это не означает, что беговые тренировки совсем бесолезны, но их явно недостаточно. Некоторые участники просто психологически оказались неготовы к препятствиям, которые встретились в горах: осыпной склон, курум, тяжёлый рюкзак за спиной... Для того, чтобы этого избежать, необходимо перед походом проводить полноценный поход выходного дня: с тяжёлым рюкзаком и курумом. Проведение беговой тренировки, технической тренировки и ночёвки не поможет выяснить, умеют ли участники ходить с рюкзаком. Однако, объявление похода менее чем за месяц не позволило провести полноценный ПВД. Ещё один из факторов - это случайность, болезнь одного из участников, а точнее - наличие в группе одного заболевшего и одного медленно идущего участника. Если бы в группе был только один из них, у нас был бы шанс пройти Сотовый, то есть пройти единичку хотя бы по препятствиям.

Тем не менее, поход прошёл не зря. 4 из 5 участников впоследствии пошли в горы ещё раз.

Возможно, также стоило заложить больше запасных дней на маршрут с новичками. Планируя поход, я опирался на свою скорость передвижения, однако не учёл, что скорость движения группы может отличаться сильно в худшую сторону. Как я узнал после похода, группа, которая шла там до нас, в первый день остановилась ночевать там, где мы обедали. На второй день они остановились под перевалом, не поднимаясь на него. А после прохождения перевала Майский Беленький руководитель сообщил группе, что другого выхода, кроме как через перевал Сотовый, у них нет, и группа, уставшая не меньше моей, всё-таки прошла его. К сожалению, отчёт о том походе не опубликован, и узнал я обо всём этом только после прохождения маршрута. Именно это и сподвигло меня опубликовать эту информацию о походе, которая, возможно, поможет тем, кто соберётся пойти в этот район.