.
Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России
Секция горного туризма спортклуба Новосибирского государственного университета
Отчёт
о прохождении горного туристского спортивного маршрута
второй (с элементом четвёртой ) категории сложности
в районе Северо-Чуйского хребта,
совершённом в период с 10 по 20 июля 2015 года
Нитка пройденного маршрута:
пос. Акташ - 802 км Чуйского тракта - р. Маашей - пер. Нижнешавлинский (1Б) - оз. Шавло - пер. Абыл-Оюк (1Б) - пер.Надежда (2Б) - р. Маашей - 802 км Чуйского тракта - пос. Акташ
Маршрутная книжка # О-133-15
Руководитель группы: Н.А. Симонов
e-mail: nas@osmf.sscc.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия Сибирского федерального округа рассмотрела отчёт и считает, что маршрут соответствует второй (с элементом четвёртой) категории сложности и может быть зачтён всем участникам и руководителю.
Отчёт использовать в библиотеке Новосибирского клуба туристов
Штамп МКК
г. Новосибирск
2015

Содержание

1 Паспорт спортивного похода
    1.1 Проводящая организация
    1.2 Место проведения
    1.3 Общие справочные сведения о маршруте
    1.4 Нитка маршрута
    1.5 Определяющие препятствия
    1.6 Состав группы
    1.7 Материальное обеспечение группы
    1.8 Библиотека
    1.9 Маршрут рассмотрен и утверждён
        1.9.1 Обзорная карта с маршрутом

2 Отчёт
    2.1 Район и маршрут
        2.1.1 Идея похода
        2.1.2 Источники информации
        2.1.3 Информация о заезде и выезде
    2.2 График движения
    2.3 Высотный график маршрута
    2.4 Техническое описание пройденного маршрута
        2.4.1 Г. Новосибирск - с. Камлак
        2.4.2 С. Камлак - р. Чуя - р. Каракабак
        2.4.3 Р. Каракабак - моренный карман лед. Левый Маашей
        2.4.4 Пер. Нижнешавлинский (1Б)
        2.4.5 Вверх по долине Шавло
        2.4.6 Пер. Абыл-Оюк (1Б)
        2.4.7 Пер. Надежда (2Б)
        2.4.8 Спуск с пер. Надежда
        2.4.9 Вниз по долине Маашей
        2.4.10 Р. Чуя - с. Камлак
        2.4.11 С. Камлак - г. Новосибирск
    2.5 Описание пройденных перевалов
        2.5.1 Перевал Нижнешавлинский (1Б, 3155)
        2.5.2 Перевал Абыл-Оюк (1Б, 3226)
        2.5.3 Перевал Надежда (2Б, 3387)
    2.6 Выводы и рекомендации
    2.7 Перевальные записки

1  Паспорт спортивного похода

1.1  Проводящая организация

Секция горного туризма спортивного клуба Новосибирского государственного университета, http://mountain.nsu.ru

1.2  Место проведения

Российская федерация, Республика Алтай, Северо-Чуйский хребет

1.3  Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризмаКатегория сложностиПротяжённость активной части, кмПродолжительность общая / ходовых днейСроки проведения
горный вторая с эл. четвёртой 95.2 км / 66.3 км в зачёт 11 дней / 8 дней 10 - 20 июля 2015 года


Пройденное расстояние всюду указано с учётом коэффициента 1.2.

Суммарный набор высоты и спуск: 3894 метра.
Пройдены 3 категорийных перевала: 2Б - 1, 1Б - 2.
Повесили 12 верёвок на спуск.

1.4  Нитка маршрута

Нитка заявленного маршрута
пос. Акташ - р. Маашей - пер. Нижнешавлинский (1Б) - оз. Шавло - пер. Абыл-Оюк (1Б) - вершина 3873 (2Б, рад.) - пер. Надежда (2Б) - р. Маашей - пос. Акташ

Запасные варианты
Отказ от радиального выхода на вершину 3873.
Аварийные выходы - вниз по долине Маашей с выходом на Чуйский тракт, через перевал Ештык-Коль (нк) со спуском в село Чибит.

Нитка пройденного маршрута
пос. Акташ - 802 км Чуйского тракта - р. Маашей - пер. Нижнешавлинский (1Б) - оз. Шавло - пер. Абыл-Оюк (1Б) - пер. Надежда (2Б) - р. Маашей - 802 км Чуйского тракта - пос. Акташ

Отклонения от заявленного маршрута
От радиального выхода на вершину 3873 пришлось отказаться из-за отставания от графика.

1.5  Определяющие препятствия

Вид препятствияКатегория сложностиХарактеристикаПуть прохождения
пер. Нижнешавлинский 3155 м, снежно-осыпной с Ю-В на С-З
пер. Абыл-Оюк 3226 м, снежно-ледово-осыпной с С-З на Ю-В
пер. Надежда 3387 м, снежно-ледовый с Ю на С

1.6  Состав группы

  Ф.И.О Г. р.Горный опытОбязанности
1 Симонов Николай Александрович 1956 6 ГУ, 5 ГР руководитель
2 Зайцев Александр Васильевич 1979 3 ГУ ремонтник
3 Коваль Василий Сергеевич 1964 3 ГУ, вершина 2Б  
4 Левченко Галина Васильевна 1965 вершина 2Б  
5 Рябченко Иван Константинович 1986 2 ГУ, вершина 2Б  
6 Сербуленко Леонид Михайлович 1955 6 ГУ  
7 Сильченко Светлана Юрьевна 1970 4 ГУ, 3 ПР врач и завхоз


Далее в отчёте для ссылки на кого-нибудь из участников используются, для краткости, инициалы.

1.7  Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно с обычными требованиями к проведению походов такого уровня. Список продуктов составлялся на основе раскладок, опробованных в предыдущие годы. В среднем получилось 550 граммов на человека в день. Бензин брали с запасом. Израсходовано 4 литра (`галоша' с добавлением силикагеля), то есть в среднем 80 миллилитров (56 граммов) на человека в день.
Специальное групповое снаряжение
Основные верёвки ∅ 10 мм + 9 мм 2 шт × 50 м
Верёвка расходная ∅ 10 мм 2 шт × 10 м
Ледобуры 6 шт + ледосброс
Скальные крючья 9 шт
Карабины 9 шт
Снежная пила 1 шт
Снежная лопата 1 шт
Горелка бензиновая MSR 2 шт
Кастрюля 2 шт + `шуба'
Специальное личное снаряжение
Страховочная система 1 шт
Регулируемый ус для самостраховки 1 шт
Карабины 4 шт
Ледоруб (айсбайль) 1 шт
Спусковое устройство 1 шт
Жумар 1 шт
Каска 1 шт
Кошки 1 пара
Солнцезащитные очки 1 пара

1.8  Библиотека

Печатная версия отчёта хранится у руководителя.
Электронная версия находится по адресу http://sab.sscc.ru/~tour/,
а также http://mountain.nsu.ru

1.9  Маршрут рассмотрен и утверждён

МКК Сибирского федерального округа. Шифр 154-00-6666565555

1.9.1  Обзорная карта с маршрутом

obzor
Рис. 1: Пройденные (красным цветом) и планировавшиеся участки маршрута (зелёным). Точками обозначены места ночёвок

2  Отчёт

2.1  Район и маршрут

2.1.1  Идея похода

Основная идея, для реализации которой был запланирован данный поход, состояла в восхождении на вершину с отметкой 3873, возвышающуюся в верховьях долины Абыл-Оюк. При этом все включённые в маршрут перевалы были очень хорошо знакомы руководителю. Достаточно сказать, что каждый из них НС проходил до этого похода уже трижды, а на перевале Надежда, с учётом радиального выхода 1995 года, он был четыре раза. Это позволило, несмотря на жёсткие временн\'ые ограничения, построить логичную и интересную нитку маршрута. Дополнительной мотивацией было то, что большинство других участников впервые оказались в этом красивом районе Северо-Чуйских белков.

2.1.2  Источники информации

При разработке маршрута использовался, в основном, собственный опыт руководителя. Полезную свежую информацию сообщил нам Антон Щербаков, под руководством которого группа из НГУ совершила в июне 2015 года восхождение на вершину Маашей.
Для выяснения возможных изменений, происшедших с перевалами за последние годы, использовалась информация из недавних отчётов, ссылки на которые есть в каталоге на сайте турклуба "Вестра".

2.1.3  Информация о заезде и выезде

Заезд:
От Новосибирска до точки старта доехали на своих машинах. Поставили их на стоянку на турбазе "Мёны" (150 руб. в сутки за каждую машину) и вышли на маршрут.
Выезд:
От точки окончания маршрута до Новосибирска доехали на своих машинах, предварительно съездив за ними на турбазу на попутном транспорте.

2.2  График движения

Дата День Участок маршрута, высота (м) Пройденное расстояние (км), перепад высот (м) Характер пути, метеоусловия
10.07 0 г. Новосибирск - с. Камлак - Чуйский тракт; машина; солнечно, после Бийска сильный ливень, вечером туман
11.07 1 - пос. Акташ - Чуйский тракт; машина; утром дождь, пасмурно, временами моросит, после перевала Чике-Таман проглядывает солнце
  - база "Мёны" - Чуйский тракт; машина; пасмурно
  - место старта на берегу Чуи близ 802 километра трассы (1461) - Чуйский тракт, просёлочная дорога; машина; пасмурно
  - пешеходный мост через Чую 4.4 скальный прижим, тропа среди лугов, через скальный барьер и вниз, к Чуе; пасмурно
  - развилка дороги (1755) 4.2 (+294) колея заброшенной дороги, сначала круто вверх, а затем траверсом; пасмурно, дождь
  - стоянка на правом берегу р. Каракабак (1844) 4.4 (+89) колея заброшенной дороги, тропа через лес, переход по бревну через речку; пасмурно, дождь
12.07 2 - нижняя часть завала озера (2001) 4.5 (+157) тропа в лесу среди мокрых кустов; переменная облачность
  - `Кедровая' стоянка (2075) 5.9 (+74) тропа в лесу и по камням вдоль берега; пасмурно, на обеде временами солнце
  - стоянка в моренном кармане (2621) 5.4 (+551    -5) тропа по камням вдоль борта морены, выход через моренный вал к озеру, по заросшему травой ложбине моренного кармана выход на морены ледника Левый Маашей, спуск в моренный карман; пасмурно, временами солнце
13.07 3 - седловина перевала Нижнешавлинский (1Б, 3155) 4.0 (+534) по моренному валу направо, открытый ледник, припорошённый свежим снегом, подъём по заснеженной осыпи; с раннего утра солнце, затем пасмурно
  - устье ручья, текущего из долины перевала Нижнешавлинский и впадающего в Шавлинское озеро (1998) 9.0 (-1157) спуск в кошках по крутому снежному склону, раскисший снег в нижней части глубиной местами по пояс; открытый ледник, припорошённый свежим снегом; теряющаяся тропа по старым моренным полям и курумникам, местами поросшим травой; весь день пасмурно
14.07 4 - стоянки у ручья, впадающего в верхнее Шавлинское озеро (2147) 4.9 (+149) тропа по лесу, затем по камням к верхнему озеру; обход прижима справа по ходу от озера; переход по бревну через речку; яркое солнце
  - стоянки между двух озёр на моренах под ледником Мечта (2513) 2.4 (+366) тропа вверх по крутому склону, далее по камням и траве среди стланика с выходом на старые морены; солнечно
15.07 5 - перевал Абыл-Оюк (1Б, 3226) 3.4 (+713) пологий открытый ледник; осыпь под тонким слоем снега; натёчный лёд с вмёрзшими камнями; подход к осыпи и подъём на перевал - в кошках; ясное небо, солнце
  - долина Абыл-Оюк (2609) 3.7 (-617) заледеневшая осыпь, 2 верёвки на спуск (кошки); закрытый ледник; выход на открытый лёд и спуск по камням на морены; по леднику - в кошках и в связках; россыпи морен на бараньих лбах, переход на правый берег ручья; спуск по старым моренам на большую поляну близ чистых ручьёв; яркое солнце, постепенно скрывающееся за облаками, после обеда - мощная гроза с сильными порывами ветра
16.07 6 - гребень посредине ледника Двойной (2892) 2.1 (+282) вверх вдоль правого берега речки, перепрыгиваем её на разливах; вверх вдоль ручья из-под ледника Университетский; радиальный выход по осыпи и скалам на гребень; солнце
  - седловина перевала Надежда (2Б, 3387) 4.0 (-168 +664) подход по моренам и заглаженным скалам; выход на открытый ледник (кошки); перед выходом на заснеженное верхнее поле связываемся; проваливаемся только на одном коротком участке; бергшрунд под перевальным взлётом забит снегом; подъём по осыпи на седловину; яркое солнце
17.07 7 - моренная полоса на леднике Левый Маашей, отходящая от контрфорса (2871) 1.6 (-516)траверс заснеженного гребня; спуск сначала в связке, затем 10 верёвок на спуск по заснеженному ледовому склону (кошки); яркое солнце
  - `Кедровая' стоянка (2065) 8.8 (-806) открытый ледник; выход на левые морены; тропа по заросшему травой моренному карману; выход от озера на тропу по моренному валу; тропа вдоль реки; солнечно
18.07 8 - ручей (родник) у дороги (1781) 13.2 (-284)тропа вдоль реки; солнечно, жарко (до +26)
- финиш на берегу Чуи близ 802 километра трассы (1461) 9.2 (-320) колея дороги, пешеходный мост через Чую, тропа, скальный прижим; солнечно, лёгкая облачность
19.07 9 - с. Кош-Агач - пос. Акташ - Чуйский тракт; машина; солнечно
 - гора с вышкой - пос. Акташ - разбитая щебневая дорога; машина; солнце
 - с. Камлак - Чуйский тракт; машина; солнце
20.07 10 - г. Новосибирск - Чуйский тракт; машина; солнце

2.3  Высотный график маршрута

heights-date
Рис. 2: Высотный график пройденного маршрута
heights-distance
Рис. 3: Высотный профиль маршрута

2.4  Техническое описание пройденного маршрута

Всюду в отчёте, если не оговорено особо, термины `левый' и `правый' понимаются в орографическом смысле. Время - UTC+6, Новосибирск.

2.4.1  10 июля. Г. Новосибирск - с. Камлак

Выезжаем из Новосибирска с разрывом в несколько часов. По этой причине первую машину гроза с мощным ливнем застаёт посредине между Бийском и Горно-Алтайском, а вторую - вскоре после поворота в сторону от Барнаула. Ночуем, соответственно, в Камлаке и в Бийске.

2.4.2  11 июля. С. Камлак - турбаза "Мёны" - р. Чуя - р. Маашей - р. Каракабак

Выход (В): 12:38. Стоянка (С): 18:30
Пройдено: 13.0 км (1461 - 1844 = + 383 м)
Утром созваниваемся и договариваемся о встрече в Акташе, у столовой. Позавтракав, едем к расположенной неподалёку турбазе. Подъезжаем, договариваемся о стоянке машин на время похода и едем на берег Чуи. Выгружаемся, после чего НС и ЛС отгоняют машины на базу. Обратно к группе они возвращаются на местном уазике (заплатив 300 рублей за 5-километровую поездку).
По прогнозу погоды, в Акташе весь день должен лить дождь. Всё небо закрыто низко висящими облаками, вершин не видно, но пока осадков нет, что позволяет нам спокойно собрать рюкзаки. Собираемся быстро и выходим. Идём по колее вдоль берега медленно текущей Чуи и вскоре упираемся в скальный прижим (IMG-32599.JPG). Здесь начинается тропа, ведущая к устью Маашея. Выбираемся на скалы и вскоре, пройдя по полочкам, выходим на широкую поляну (IMG-32601.JPG). В дальнем её конце тропа полого поднимается, входит в лесок и выводит к узкому проходу в скалах. С обрыва открывается вид вверх по долине Маашея, заполненной низкими облаками. Короткий и крутой спуск выводит на небольшую поляну, после которой внизу становится виден новый пешеходный мостик через Чую, в очередной раз восстановленный местными жителями (IMG-32607.JPG). На другой стороне реки хорошо просматривается дорога, поднимающаяся по диагонали на борт долины. Спускаемся к мосту, платим по 100 рублей за переход и шагаем вверх. Постепенно начинает моросить дождь. Время обеденное, но раньше пересыхающего ручья Карасу воды на нашем пути точно не будет. Заброшенная дорога, на которой, однако, хорошо различимы свежие следы автомобильных протекторов, постепенно выполаживается и выходит на открытое пространство, где нам навстречу выкатываются не уехавшие далеко мотоциклисты.
В Карасу, вопреки ожиданиям, воды нет, приходится идти дальше. Останавливаемся на развилке дорог, и дежурные спускаются за водой к реке. Дело в том, что, по воспоминаниям пятнадцатилетней давности, дальше доступа к воде не будет ещё долго. Чай под дождём нагревается медленно, так что мы успеваем и промокнуть, и немного замёрзнуть, прежде чем хоть минимально согреться им изнутри. Стараемся побыстрее продолжить наш маршрут и, пройдя немного дальше, обнаруживаем чистый ручей, пересекающий дорогу. Так что вполне можно было пообедать и здесь, уже под деревьями. Вскоре дорога сворачивает влево, к стойбищу с пасущимися рядом коровами, а мы идём дальше по тропе и натыкаемся на самодельный водопровод, сделанный из выдолбленных стволов лиственниц. Тропа входит под сень леса и после некрутого подъёма выводит на берег реки. Именно здесь мы стояли в 1998 году. Тогда, однако, вода в Маашее была существенно более чистой. Сейчас же, после прорыва дамбы в 2012 году, она не успевает отстояться в озере и несёт всю муть дальше вниз по долине. Дождик постепенно стихает, но тропа грязная и скользкая, а трава по обочинам насыщена водой. Хорошо ещё, что кустов на этом участке мало, но мы и без них уже достаточно сильно промокли. На подходе к Каракабаку обнаруживаем избу, о наличии которой нас заранее предупреждали многочисленные таблички на окрестных деревьях, предлагая купить пиво, сигОреты и попариться в бане. Русло Каракабака довольно сильно изменилось за 15 лет, но через основной поток по-прежнему надо перебираться по лежащему поперёк него толстому бревну. Лежит оно, похоже, недавно, кора держится крепко и, несмотря на прошедший дождь, при должной аккуратности, идти по нему достаточно безопасно. Переходим на правый берег и, пройдя сквозь кусты, решаем остановиться на ближайшем обжитом месте под сенью деревьев, не доходя до `Солнечной' стоянки. Для (скорее душевного) тепла разжигаем костёр.

2.4.3  12 июля. Р. Каракабак - моренный карман лед. Левый Маашей

Подъём (П): 5:00. В: 6:20. Стоянка (С): 18:00
Пройдено: 15.8 км (1844 - 2626 - 2621 = + 782 м - 5 м)
Ночью сыро, но не холодно. Собираемся быстро и выходим. Тропа метров через 150 выводит нас к `Солнечной' стоянке. Как бы оправдывая своё название, когда-то много лет назад естественным образом пришедшее в голову руководителю, вершины левого борта долины, припорошённые свежим снегом, с утра действительно освещены солнцем. Здесь мы впервые видим реальные последствия прорыва плотины озера: вся пойма напротив стоянки, до 2012 года поросшая кустами и травой, сейчас полностью занесена галечными наносами, а деревья на берегу реки, выстоявшие под напором селевого потока, очевидным образом засыхают и умирают (IMG-32612.JPG). Тропа идёт по лесу среди мокрых после вчерашнего дождя кустов. Собираем на себя воду, но чем дальше тем меньше: воздух сухой, а сквозь облака просвечивает солнце. Тропа за прошедшие после последнего визита годы не изменилась: поток воды из озера её не затронул. Выбираемся на завал и смотрим на останки озера, множество мелких ручьёв, извивающихся по широкой заиленной долине, бывшей ещё недавно его дном. К этому моменту, как специально, солнце скрывается за облаками, и вид становится совсем уж мрачным (IMG-32619.JPG). Спускаемся с завала и идём вверх по долине вдоль основания склона её левого борта. На расстоянии одного перехода - первое место для стоянки рядом с вытекающим из-под камней чистым ручьём. Именно здесь ночевали наши друзья перед июньским восхождением на Маашей. Ручей берёт своё начало в боковой долине, в которой находятся перевалы Счастливый, Больших спортсменов и Мордовия, и семнадцать лет назад основной его поток представлял собой весьма серьёзное препятствие (см. http://sab.sscc.ru/~tour/Altay98/page41.htm). Сейчас же вся вода, стекающая сверху, уходит под камни, и о наличии левого притока в этом месте можно даже и не догадаться. Далее идём в основном по галечнику вдоль речки, после чего тропа уводит нас в лес, пересекает несколько ручейков и выходит к брёвнам, лежащим поперёк ручья побольше. Переходим на его правый берег и оказываемся на `Кедровой' стоянке (IMG-32624.JPG). Обедать ещё рано, но, учитывая тот момент, что на следующий день нами запланировано преодоление перевала, решаем воспользоваться проглянувшим солнцем и просушиться насколько это возможно (IMG-32627.JPG).
После обеда переходим через разливы ещё одного ручья, вытекающего из-под склона, и идём дальше вверх по долине. Тропа выводит нас к чистому ручейку, текущему вдоль склона справа по ходу. Двигаясь параллельно ему и продираясь сквозь кустарник, мы пропускаем точку поворота тропы, где она начинает выбираться на верх моренного вала, и продолжаем идти вдоль его борта. В результате приходится уже в виду сверкающего белым льдом языка ледника Маашей выходить на морены без тропы (IMG-32636.JPG). Идём по диагонали, постепенно набирая высоту, и без проблем выходим прямо к той точке, где тропа начинает спускаться к озеру. Очень удачно в этот момент выглядывает солнце, и голубая вода предстаёт перед нами во всей красе (IMG-32638.JPG). Выбираемся по тропе выше озера, ещё раз любуемся замечательным видом и идём дальше (IMG-32645.JPG). Пересекаем растёкшийся меж камней ручей и поднимаемся направо вдоль поросшего травой моренного кармана в обход крутого склона конечной морены ледника Левый Маашей. Поворачиваем вместе с ложбиной налево и, покорячившись на курумнике, выбираемся ещё левей, на верх морен, где идёт хорошо заметная тропа. Идём, правда, по ней недалеко, и при удобной возможности уходим снова в моренный карман, в хорошо знакомый руководителю `оазис', где и встаём на стоянку (IMG-32648.JPG).

2.4.4  13 июля. Лед. Левый Маашей - пер. Нижнешавлинский (1Б) - Большое Шавлинское озеро

П: 4:40. В: 6:10. С: 18:00
Пройдено: 13.0 км (2621 - 3155 - 1998 = + 534 м - 1157 м)
С утра светит солнце, поднявшееся из-за гребня Куркурека (IMG-32651.JPG). Выбираемся обратно на морены и идём, придерживаясь направления, задаваемого туриками (IMG-32655.JPG, IMG-32657.JPG). Хорошая погода держится недолго, и вскоре всё небо заволакивает облаками (IMG-32659.JPG). Висят они достаточно высоко, и, хотя вершин и не видно, все перевалы и пути подхода к ним по-прежнему хорошо просматриваются (IMG-32661.JPG). Препятствий на пути по моренам нет, подъём пологий, и вскоре, пройдя мимо площадок около озерца, мы выходим на ледник (IMG-32662.JPG, IMG-32667.JPG). Лёд припорошён свежим снегом, но при этом ледник, по сути, остаётся открытым, а трещин на всём пути подхода к перевалу нет, так что идём, не связываясь. Под перевальным взлётом снега немного больше, но это только помогает не заметить забитый им бергшрунд (IMG-32668.JPG). На перевале сумрачно, холодно и задерживаться не хочется. Посмотрев на состояние заснеженного склона, решаем спускаться слева по ходу от контрфорса, но, пройдя несколько шагов, понимаем, что под мягким и раскисающим снегом прощупывается лёд, что заставляет нас остановиться и надеть кошки. В верхней части они нам конкретно помогают, причём, для надёжности, приходится идти лицом к склону. Ниже глубина снега увеличивается, так что иногда мы проваливаемся на всю длину ноги, и, чтобы продолжить движение, приходится откапываться всеми доступными средствами. Помучившись в снежной каше и не заметив забитый снегом бергшрунд, выходим, наконец, на ровный ледник (IMG-32670.JPG). Он, так же как и ледник Левый Маашей, припорошён свежим снегом, наклон его невелик, что позволяет нам снять кошки и, пройдя почти до его конца, без проблем выйти на морены справа по ходу и спуститься к ручью, вытекающему из-под ледового языка (IMG-32671.JPG, IMG-32676.JPG).
Обедаем (IMG-32674.JPG)и, не торопясь, идём дальше. Отсюда до озера, вроде бы, недалеко, но наша невысокая скорость объясняется не только отсутствием необходимости спешить, но ещё и не очень хорошим самочувствием некоторых из участников. Первые несколько сот метров проходим по свежим моренным россыпям, а затем выходим налево, на плотный снег лавинных выносов (IMG-32679.JPG). Далеко по ним уйти не удаётся, и, чтобы не терять высоту, приходится снова выходить направо и идти по моренам, где вскоре проявляется тропка (IMG-32680.JPG). Она то и дело теряется на развалах курумников, но турики помогают снова выйти на неё. Пройдя по поросшим травой моренным холмам, спускаемся в ложбину у правого борта (IMG-32681.JPG, IMG-32684.JPG) и выходим из неё на травянистый склон, в основании которого виднеется небольшое озеро (IMG-32685.JPG). Обходим его и оказываемся, наконец-то, в лесу, где буквально под ногами шныряют не боящиеся людей пищухи. Спуск по крутому гребешку, ведущему к озеру (IMG-32689.JPG), как всегда неприятен, хорошо ещё, что земля успела подсохнуть и идти не скользко. Тропа выходит прямо к стоянке на правом берегу ручья, которая очень удачно оказывается свободной: народ, по-видимому, напугался прошедших дождей (IMG-32691.JPG).

2.4.5  14 июля. Большое Шавлинское озеро - морены под ледником Мечта

П: 4:30. В: 5:55. С: 16:15
Пройдено: 7.3 км (1998 - 2513 = + 515 м)
Встаём вместе с солнцем. За ночь облака разнесло, небо очистилось, и нам открывается классический вид на озеро и вершины, замыкающие долину (IMG-32698.JPG, IMG-32706.JPG). Пользуясь возможностью, фотографируем и выходим (IMG-32720.JPG). Тропа и кусты мокрые от росы. Пока отдыхаем в тени леса, мимо нас проходят несколько человек, пришедших на Шавлинские озера, судя по разговору с ними, просто пофотографировать. Солнце нас освещает только тогда, когда мы подходим к нижней части верхнего озера (IMG-32723.JPG, IMG-32727.JPG). Обходим её справа (IMG-32728.JPG), после отдыха на перемычке забираемся на скальное плечо над прижимом (IMG-32730.JPG, IMG-32731.JPG, IMG-32734.JPG) и спускаемся к чистой речке, текущей по галечнику и впадающей в верхнюю часть озера (IMG-32735.JPG). По бревну, перекинутому через неё, переходим на правый берег (IMG-32737.JPG), а затем и через следующую протоку, за которой находятся традиционные стоянки. За прошедшие годы распределение потоков воды существенно поменялось, и бывшую когда-то бурной речкой протоку мы переходим по камушкам, можно сказать, не замочив ног. Погода по-прежнему прекрасная, на солнце жарко, и мы, учитывая, что дальше тропа круто лезет вверх, решаем пообедать, а заодно устроить сиесту с просушкой. Ещё одним аргументом в пользу длительного отдыха и переноса прохождения перевала на следующий день служит анализ физического состояния группы. Он, к тому же, заставляет руководителя прийти к выводу, что следует не рисковать и отказаться от попытки совершить восхождение на вершину 3873.
Во время сиесты к нам подходят поговорить отдыхающие рядом туристы, в предыдущий день (по их словам) прошедшие через перевал Абыл-Оюк. При этом, оказывается, они пользовались описанием, составленным НС и взятым ими из Интернета.
После обеда выходим на тропу и вместе с ней взбираемся на крутой борт долины, сразу же набрав сто метров по высоте (IMG-32752.JPG). Дальше тропа поднимается более полого (IMG-32767.JPG, IMG-32769.JPG, IMG-32770.JPG), и вскоре мы уже оказываемся на моренах в виду ледника и стены вершины Ш-12 над ним (IMG-32779.JPG). Выбираем в качестве места для стоянки симпатичные щебневые площадки в распадке между озёрами (IMG-32783.JPG. Можно посмотреть для сравнения, как выглядело это место в 1999 году). Солнце долго освещает наши палатки, Ш-12 (IMG-32785.JPG) и западные склоны вершины 3873, возвышающиеся прямо над нами (IMG-32792.JPG), а затем садится за гребень, окрашивая в закатные цвета причудливой формы облака.

2.4.6  15 июля. Пер. Абыл-Оюк (1Б) - долина Абыл-Оюк

П: 4:20. В: 5:30. С: 13:30
Пройдено: 7.1 км (2515 - 3226 - 2609 = + 713 м - 617 м)
Снова встаём вместе с солнцем, несмотря на то, что, в связи с изменившимися планами, сегодня мы планируем перевалить на другую сторону хребта и встать на стоянку в долине Абыл-Оюк, не более того. Идётся хорошо, никаких проблем при выходе с морен на ледник не возникает. Спокойно проходим его полностью свободную от снега нижнюю часть (IMG-32814.JPG) и останавливаемся, чтобы надеть кошки, когда становится некомфортно идти по скользкому льду (IMG-32810.JPG). На подходе к осыпному кулуару, ведущему к перевалу, выходим на снег (IMG-32827.JPG). Слой его тонок, трещин нет, и необходимости в связывании не возникает. Снегом прикрыта и осыпь, что, во-первых, облегчает подъём, а кроме того, уменьшает камнепадную опасность. В результате, нам удаётся спокойно подняться практически до поворота кулуара направо, до начала последнего взлёта (IMG-32832.JPG, IMG-32833.JPG). Здесь ситуация уже существенно хуже, так как склон, по которому приходится идти, представляет собой мелкую осыпь, залитую натёчным льдом. Кошки на ней держат плохо, и возникает желание повесить верёвку для страховки. Приходится прилагать дополнительные усилия и энергию, чтобы вбивать ледоруб и кошки в твёрдый лёд, что позволяет относительно безопасно выйти на перевал без использования перил. Немного помогают выступы плоских камней, торчащие рёбрами вверх слева по ходу.
На перевале нас освещает яркое солнце. Тепло, но пока не жарко. Тур на седловине разрушен, но на скале к западу мы обнаруживаем ещё один, с мартовской запиской лыжников (IMG-32840.JPG). Туда же кладём и свою записку. Признаков пребывания туристов на перевале не обнаруживаем, но на заснеженном леднике хорошо видны свежие следы.
Не снимая кошек, начинаем спускаться, но, пройдя вниз по осыпи несколько метров, обнаруживаем, что дальше кулуар заполнен всё ещё твёрдым, несмотря на солнце, льдом. Приходится крутить ледобуры и вешать пару верёвок, чтобы надёжно спуститься до нижней части осыпи (IMG-32858.JPG). Перила снимает с нижней страховкой ВК, поднявшись обратно без рюкзака. Выйдя на ледник, связываемся и идём, придерживаясь следов прошедших перед нами людей. Общее направление - фактически прямо на юг, параллельно склону хребта справа по ходу (IMG-32862.JPG, IMG-32865.JPG). Трещин на нашем пути не встречается, а размягчившийся снег всё ещё плотен и не проваливается. Быстро пройдя верхнюю плоскость ледника, спускаемся на ниже лежащую ступень, где приходится идти по тонкому слою снежной каши, под которой текут ручьи (IMG-32866.JPG). Развязываемся и выходим на камни. Ледник отступил, оставив после себя развалы щебневых россыпей, лежащих на заглаженных скальных лбах (IMG-32867.JPG). Уклон морен небольшой, и проблем при движении по ним не возникает. Переходим на правый берег ручья и, пройдя по моренному валу, спускаемся к разливам (IMG-32868.JPG). На следующий день нам идти налево, но сегодня переходить через все вздувшиеся потоки смысла нет. Идём немного дальше вниз по долине, спускаемся с морен и выходим на поляну с водосборами рядом с текущим среди рыжих камней чистым ручьём (IMG-32876.JPG). К этому моменту облаков становится всё больше и больше, а пока мы обедаем, они полностью закрывают небо. Ставим палатки и, как оказывается, очень вовремя. Налетает сильнейшая гроза, палатки сотрясаются от мощных порывов ветра, но выдерживают нагрузку. В конце концов дождь прекращается, и дежурный, вылезший готовить ужин, обнаруживает в паре сотен метров от стоянки ещё одну палатку. Вечером ходим пообщаться и выясняем, что с руководителем этой маленькой группы из Бийска НС переписывался перед походом и обменивался информацией (IMG-32896.JPG).

2.4.7  16 июля. Подъём на пер. Надежда (2Б)

П: 4:15. В: 5:45. С: 12:30
Пройдено: 6.1 км (2609 - 2891 - 2723 - 3387 = + 282 м - 168 м + 664 м)
С утра стоит отличная погода, но сегодня вместо запланированного подъёма на вершину мы успеваем только выйти на обзорную точку и посмотреть на скальные стены с близкого расстояния. Проходим мимо палатки бийчан, приветствуем их и идём вверх по течению, чтобы на разливах перейти на другой берег речки. О бурных потоках, бушевавших здесь после вчерашнего ливня, ничто не напоминает, и мы легко перепрыгиваем через несколько нешироких и мелких проток. Дальше идём вверх по пологим моренным валам (IMG-32909.JPG), переходим, практически не заметив, ещё через пару ручьёв и движемся по направлению к кулуару (IMG-32912.JPG), по которому можно будет подняться на скальный гребень, разделяющий два потока ледника Двойной. Оставив рюкзаки, выходим по кулуару на заглаженные скалы и как по ступеням поднимаемся наверх. Отсюда до вершины рукой подать, но нижней части стены не видно. Зато, несмотря на тень, хорошо просматривается путь подъёма на седловину (IMG-32917.JPG, IMG-32925.JPG, IMG-32931.JPG, IMG-32933.JPG). Наслаждаемся тихой солнечной погодой, фотографируем, а затем спускаемся обратно к рюкзакам и идём к языку ледника. Надеваем кошки и, не торопясь, выходим на плоскую часть, залитую ярким солнечным светом (IMG-32989.JPG, IMG-32990.JPG, IMG-32999.JPG). Связываемся перед выходом на снег и после небольшого подъёма оказываемся уже на верхнем поле ледника (IMG-33016.JPG). Здесь снег глубокий, но до поры до времени держит прекрасно, и только на коротком отрезке пути приходится помучиться, проваливаясь по колено на каждом шагу. Участок с раскисшим снегом через пару сотен метров заканчивается, и к подножию перевала выходим уже без проблем (IMG-33029.JPG). Снимаем кошки и по ползущей мелкоплитчатой осыпи выкарабкиваемся на седловину (IMG-33028.JPG, IMG-33033.JPG). Суетиться и, сломя голову, спешить спуститься на ледник Маашей, рискуя застрять на склоне до темноты, нет никакого резона. Обедаем, ставим палатки (IMG-33035.JPG), а НС и ИР идут по гребню на разведку, чтобы попытаться разглядеть сверху различные варианты спуска. Пройдя на запад (IMG-33037.JPG), а затем в сторону Маашея (IMG-33066.JPG), и протестировав состояние снега, мы приходим к выводу, что безопаснее и надёжнее будет спускаться напрямую по снежно-ледовому склону, часть которого, возможно, получится пройти пешком, без навески перил.

2.4.8  17 июля. Спуск с пер. Надежда - `Кедровая' стоянка

П: 4:05. В: 5:35. С: 19:30
Пройдено: 10.4 км (3387 - 2065 = - 1322 м)
Ночью, несмотря на наши опасения, холодно не было, снег не промёрз, ступени в нём пробиваются и, при достаточной глубине, держат. Что будет дальше - пока неясно, так как с утра стоит отличная погода, и солнце освещает нас и спусковой склон сразу после восхода. Надев обвязки и кошки, выходим на гребень, связываемся (IMG-33075-VK7837.jpg) и, дойдя до удобного места, начинаем спускаться (IMG-33075-VK7840.jpg), выбивая ступени в снегу. Глубина его постепенно уменьшается, и вскоре нам приходится начинать крутить ледобуры и вешать верёвки (IMG-33075-VK7845.jpg, IMG-33075-VK7846.jpg). Снимаем их с использованием ледосброса (IMG-33075-VK7847.jpg). Направление спуска хорошо просматривается, что позволяет выбрать путь с наименьшей вероятностью пересечения трещин. Первую из них, неширокую, перешагиваем в конце четвёртой верёвки. Ниже - снова достаточно глубокий снег, и мы уходим в связке траверсом направо, чтобы обойти ещё одну трещину (IMG-33075-VK7851.jpg). Дальше опять приходится вешать перила. Пару верёвок закрепляем на ледобурах, затем ещё две - на вбитых в снег ледорубах. Эти верёвки участник, идущий последним, снимает с нижней страховкой. При этом в конце второй из них приходится перепрыгивать через широкую трещину. На следующей верёвке встречается ещё одна, после чего крутизна склона позволяет уже спокойно выходить на плоскую часть ледника, но мы, на всякий случай, навешиваем ещё один отрезок перил (IMG-33079.JPG). Спустившись, проходим до полосы морен, отходящей от контрфорса справа по ходу, и обедаем, греясь на солнце.
После обеда снова выходим на лёд (IMG-33114.JPG, IMG-33120.JPG), затем - на морены и, перепрыгнув через ручей, выбираемся налево, на тропу (IMG-33146.JPG). Солнце к этому моменту уже уходит за борт долины, становится сумрачно и, к тому же, слышатся раскаты грома. Над долиной Маашея, однако, по-прежнему голубое небо (IMG-33148.JPG), и ничто не мешает нам спокойно дойти до удачно пустующей `Кедровой' стоянки. Ужинаем уже в сумерках, при свете костра.

2.4.9  18 июля. Вниз по долине Маашей - правый берег р. Чуя близ развалин плотины

П: 6:00. В: 7:15. С: 18:00
Пройдено: 22.4 км (2065 - 1461 = - 604 м)
Несмотря на то, что нам сегодня предстоит пройти более 20 километров, встаём позже чем обычно, отсыпаясь после предыдущего напряжённого дня. Нас это обстоятельство не сильно волнует, так как вниз по долине, по сухой тропе мы в любом случае выйдем к вечеру на Чуйский тракт. С утра снова чистое небо и яркое солнце, идти - одно удовольствие (IMG-33166.JPG). Проходим по галечнику вытекшего озера (IMG-33172.JPG) и на подходе к плотине встречаем первых в долине Маашея людей. Постепенно становится жарко, много пьём, благо чистые ручьи на участке между озером и Каракабаком встречаются часто. Ниже переправы часто начинают попадаться и туристы, идущие (а то и пытающиеся ехать на велосипеде) навстречу. Останавливаемся на обед у последнего ручья, пересекающего дорогу перед тем как она выходит на поля (IMG-33185.JPG). Спрятавшись в тень, устраиваем сиесту, чтобы переждать самое жаркое время, и идём, особо не торопясь, вниз. На спуске к реке обнаруживаем на обочине почти спелые смородину и крыжовник. Постепенно налетают лёгкие `кучевые облака хорошей погоды', поднимается ветерок, и на мостике через Чую уже не жарко (IMG-33199.JPG). Здесь опять платим по 100 рублей с носа за переход, выбираемся на борт правого берега, оглядываемся и вдруг обнаруживаем, что по реке по направлению к мосту мчится вереница разноцветных каяков (IMG-33200.JPG). Солнце постепенно садится, и большую поляну мы пересекаем уже в тени (IMG-33204.JPG). Обходим прижим по скальным полочкам и, добравшись до места старта, уходим с покосных лугов поближе к камням, где и ставим палатки. В это время НС и ЛС едут на удачно подвернувшейся попутке за оставленными на базе машинами. Ужинаем в приглянувшемся нам кафе "Радуга" в Акташе и, уже в темноте отметив пивом окончание похода, заваливаемся спать.

2.4.10  19 июля. Р. Чуя - с. Кош-Агач - пос. Акташ - вершина с вышкой - с. Камлак

Рано утром ЛС с двумя пассажирами выезжает в Новосибирск (IMG-33207.JPG), а оставшаяся компания сначала пытается проехать поближе к границе, чтобы посетить одну из живописных долин, но, посоветовавшись с хорошо знакомым местным водителем, решает не рисковать. Пропусков у нас нет, а у пограничников, естественно, своё понимание того какие участки местности попадают в приграничную зону. Едем в Акташ, затем к Красным воротам на Улаганском тракте, а оттуда - через территорию `законсервированного' ртутного рудника - на полтора километра вверх, на вершину с вышкой. Погода способствует, и, несмотря на обеденное время, виды открываются замечательные. Фотографируем и, особо не торопясь, едем к друзьям в Камлак.

2.4.11  20 июля. С. Камлак - г. Новосибирск

Выезжаем перед восходом солнца и, несмотря на затор из-за аварии вскоре после моста через реку Иша, к обеду все уже дома.

2.5  Описание пройденных перевалов

2.5.1  Перевал Нижнешавлинский (1Б, 3155)

Постоянно происходящие и незаметные на первый взгляд изменения в ландшафте не могли не затронуть и перевал Нижнешавлинский. Как следствие, некоторые детали его описания, сделанного руководителем в 1998 и 2000 годах, несколько устарели. Конечно же, этот перевал по-прежнему остаётся простейшим, если не считать перехода через моховое плато (перевал Орой или Ештыккол), путём, выводящим к Шавлинским озёрам. В частности по этой причине он является одним из самых посещаемых на Северо-Чуйском хребте.
Перевал расположен в отроге Северо-Чуйского хребта, отходящем от него на север в районе узловой вершины с отметкой 3602, что находится к западу от перевала Надежда. Отрог этот служит водоразделом рек Шавла и Маашей и имеет сложную орографию. Примерно через два километра от своего начала он резко меняет своё направление на северо-восточное и круто понижается. Именно в этом понижении и находится перевальная седловина.
Перевал соединяет левую, западную ветвь ледника Маашей (ледник Левый Маашей) с долиной (ледником номер 8, Нижнешавлинским), из которой стекает ручей, впадающий Шавлинское озеро примерно в середине его северо-восточного берега.
Ориентация склонов: юго-восток - северо-запад.
Координаты перевала 50.05,6681 с.ш., 87.31,5024 в.д.
Путь из долины Маашей к перевалу начинается с подъёма от реки на левобережные морены, оставленные отступившим ледником Маашей (его основным ледовым потоком). По верху моренного вала ведёт хорошо набитая тропа - наиболее удобный путь как подъёма, так и спуска. Чтобы выйти на неё, надо, двигаясь вверх от `Кедровой' стоянки, добраться до того места, где под основанием склона течёт чистый ручей. Идти надо вдоль него и, следя за туриками, стараться не пропустить тот момент, когда надо уходить направо. В принципе, даже если вы всё-таки потеряете тропу, то это не смертельно: на морены можно подняться и без неё (IMG-32636.JPG).
Путь по моренному валу выводит к небольшому симпатичному озеру (IMG-32638.JPG). Тропа спускается к его дальнему краю, а затем снова выводит наверх, поворачивает направо (IMG-32645.JPG), переходит по камням на левый берег ручья и идёт вверх вдоль границы морен и лугов. Перед поворотом тропы налево луга заканчиваются, а прямо по ходу, за холмом виднеется небольшое боковое ущелье, где притаилось красивое озеро. Тропа же идёт влево и, теряясь среди развалов камней, поднимается налево, на моренные поля. Отсюда хорошо виден перевал Надежда и западный гребень пика Маашей. Если пройти немного вперёд, то справа внизу открывается замкнутое осыпными склонами пространство, оазис в моренном кармане, где среди поросших сочной травой полян течёт чистый ручей (IMG-32648.JPG, IMG-32651.JPG).
Далее направление тропы отмечено многочисленными туриками, которые показывают куда нужно идти для того, чтобы попасть на перевал Нижнешавлинский (IMG-32655.JPG, IMG-32657.JPG). После поворота направо становится видна его низкая седловина в дальнем конце долины и перевал Верхнешавлинский (2А) прямо напротив над правым бортом ледника (IMG-32661.JPG). Путь к перевалу ведёт по щебёнке моренных россыпей, мимо небольших озёр, а далее - прямо по ровному, пологому леднику (IMG-32662.JPG, IMG-32667.JPG). Трещин на нём нет, но надо иметь в виду, что у основания перевального склона есть обычно засыпанный камнями и снегом неширокий бергшрунд. Последний взлёт - осыпь небольшой крутизны (IMG-32668.JPG).
Северо-западный склон перевала за последние годы претерпел существенные изменения (IMG-32670.JPG). Два ледовых языка, спускающихся в сторону Шавлинских озёр, в значительной степени стаяли. Особенно резко уменьшился в размерах язык, лежащий к югу от перевальной седловины, и иногда лёд слева по ходу от контрфорса отсутствует полностью.
Выбор пути спуска зависит от наличия снега на склоне и от его количества. Если лавинной опасности нет, а глубина снега позволяет делать ступени, можно попытаться спуститься как слева (к югу), так и справа от контрфорса, отходящего от седловины. При этом лучше сразу надеть кошки. Если снега мало, то может понадобиться перильная страховка в верхней части склона. При этом, естественно, надо выбирать наименее камнеопасный путь. В принципе, при полном отсутствии снега можно спускаться и прямо по контрфорсу, но это потребует предельной аккуратности при движении по разрушенным скалам и может быть небезопасно. При лавинной опасности наиболее разумным выбором может оказаться спуск по пути подъёма, описанному в отчёте 1998 года, то есть траверс перевального гребня на север, а затем спуск вдоль правого по ходу борта ледового языка. При любом варианте надо помнить о бергшрунде, находящемся в основании склона.
После спуска на ровную поверхность ледника можно двигаться по нему прямо вниз (IMG-32671.JPG). Ледник пологий, идти можно без кошек, небольшие трещинки легко перешагиваются и идти не мешают. Спуститься с ледника на морены можно, уйдя перед его концом направо. Ледник отступил, и под его языком образовалось ровное, покрытое щебнем пространство, по которому текут ручьи (IMG-32674.JPG, IMG-32676.JPG). Ниже вся эта вода уходит под свежеотложенные россыпи морен. В некоторых местах идти удобнее не прямо по ним, а по рандклюфту левее их, по плотным лавинным выносам (IMG-32679.JPG, IMG-32680.JPG). Далее начинаются уже старые морены, чем дальше, тем больше поросшие травой. Слева от них, в моренном кармане есть ровные площадки, рядом с которыми иногда можно найти воду, вытекающую из-под тающих лавинных выносов. На поверхности моренных холмов тоже можно найти места под палатку, а в ложбине справа от них иногда текут под камнями ручейки, но рассчитывать на это не стоит.
Спуск к озеру идёт по верху морен ближе к правому борту. Кое-где направление движения отмечено туриками, а местами тропа и без них хорошо прослеживается. Дальнейший путь ведёт в широкий правый моренный карман, который поворачивает вместе с долиной влево (IMG-32681.JPG), а затем, зажатый мощным обвальным выносом с левого борта, резко сужается. Путь здесь однозначен, и тропа хорошо натоптана (IMG-32684.JPG). Обогнув обвальный склон, она спускается к небольшому озерцу (IMG-32685.JPG), после чего, пройдя вдоль его правого берега, входит в лес. Далее тропа идёт по дну ложбины, уклон её постепенно увеличивается, она выводит на гребешок, обрывающийся в обе стороны (IMG-32689.JPG), и вскоре спускается к стоянкам на берегу озера рядом с устьем ручья, вырвавшегося из-под склона.
Стоять перед прохождением перевала можно примерно в двух километрах от его седловины, на щебневых площадках морен у левого борта ледника, у озерца, что находится практически напротив перевала Верхнешавлинский (примерно посередине между точками 016 и 017). Другое удобное место стоянки (точка 015) находится в моренном кармане, примерно в часе ходьбы ниже по долине (IMG-32648.JPG, IMG-32651.JPG). После спуска с перевала первое место, где можно остановиться - щебневые площадки сразу под концом ледника. Здесь текут ручьи, которые ниже уходят под морены. Следующее место, где гарантированно есть вода - это небольшое озерцо непосредственно перед началом спуска к большому Шавлинскому озеру. Какого-то особого смысла стоять здесь, однако, нет, так как до стоянок на берегу озера остаётся идти меньше часа.
Подъём на перевал от стоянки на моренах может занять полтора-два часа. Перепад высот - около 300 метров, из которых метров 50 - последний взлёт. Время спуска до ровной поверхности ледника к западу от перевала сильно зависит от состояния склона. Если нет необходимости организовывать страховку, то этот процесс может занять около получаса. Перепад высот - 250 метров. Дальнейший спуск до озера занимает 3-4 часа.
Сложность перевала можно классифицировать как .
При прохождении нужны ледорубы и каски. Могут понадобиться кошки, а также верёвка и петли для организации страховки на спуске с перевала в сторону Шавлинских озёр.

2.5.2  Перевал Абыл-Оюк (1Б, 3226)

Перевал расположен в главном Северо-Чуйском хребте. Находится он примерно в полутора километрах к югу от вершины с отметкой 3873 и двух километрах к северо-востоку от вершины Мечта, в северо-восточном плече вершины с отметкой 3448 (Ш-12), примерно в 590 метрах по прямой от неё.
Перевал соединяет долину Шавлинских озёр (восточная камера ледника номер 18, Мечта), с долиной реки Абыл-Оюк (ледник номер 120, Ступенчатый или Абыл-Оюк).
Ориентация склонов: северо-запад - юго-восток.
Сложность перевала - .
Координаты перевала 50.03,0509 с.ш., 87.30,0792 в.д.
Абыл-Оюк, в отличие от многих других перевалов, мало изменился за прошедшие годы, и описания, приведённые в отчётах о походах 1999 и 2000 годов, вполне соответствуют действительности.
Путь к перевалу начинается от традиционных стоянок, что находятся у подножия восточного склона долины, на правом берегу ручья, впадающего в верхнее Шавлинское озеро (точка 029). Тропа сразу же круто взбирается на склон (IMG-32752.JPG), выводит на травянистые террасы с выходами заглаженных скал и идёт среди стлаников, так что в некоторых местах надо быть внимательным, чтобы её не потерять (IMG-32767.JPG, IMG-32769.JPG). В любом случае, однако, проблем на этом пути возникнуть не должно, ибо общее направление очевидным образом задаётся скальным окончанием гребня, отделяющего с запада ледник номер 18 (Мечта), а стланики действительно стелются, покров их не сплошной, и особого препятствия они не представляют. С тропы открывается прекрасный вид на сильно стаявшие Шавлинские ледники и вершины над ними (IMG-32754.JPG, IMG-32756.JPG, IMG-32758.JPG). Там где тропа поворачивает налево и выбирается среди заглаженных скал к конечным моренам (IMG-32770.JPG), в ложбине справа виднеется симпатичное голубое озеро (IMG-32771.JPG). Впереди же открывается вершина Ш-12 и ледник под ней. Морены невысоки (IMG-32774.JPG), тропа по ним проходит между двух голубых бессточных озёр (IMG-32778.JPG, IMG-32779.JPG) и выводит к пологому языку ледника (IMG-32785.JPG). Ледник ровный, трещин на его нижней части нет, и идти удобнее всего прямо по его поверхности, оставляя справа полосу срединных морен (IMG-32814.JPG). Вообще говоря, на спутниковых снимках видны какие-то поперечные полосы, часть из которых, похоже, просто промоины. В любом случае на леднике расслабляться нельзя, и если он покрыт снегом, под которым не различимы детали рельефа, то лучше на всякий случай связаться. Примерно через километр надо повернуть налево (IMG-32808.JPG), выйти в восточную камеру слева по ходу от контрфорса вершины Ш-12 и начать подниматься по осыпному склону (IMG-32827.JPG, IMG-32832.JPG, IMG-32833.JPG). Если снега на нём нет, то он может быть (хотя и умеренно) камнепадоопасным, так что идти надо всем вместе. После подъёма приблизительно на 200 метров справа становится видна седловина перевала. До него остаётся набрать ещё 100 метров по высоте. Этот последний участок наиболее неприятный и опасный, и чаще всего здесь совершенно необходимы кошки, так как дно кулуара обычно покрыто натёчным льдом вперемешку с камнями. По-хорошему, здесь требуется перильная страховка, но надёжно закрепить верёвку можно только за скальные выступы на самом верху. Для надёжности, кошки можно надеть ещё на леднике, как только при подходе к восточной камере его наклон начинает увеличиваться. Даже если весь путь подъёма покрыт снегом, кошки лишними не будут. Иногда, после продолжительной жары стаивает не только снег, но даже и натёчный лёд в верхнем кулуаре. В таких условиях весь подъём проходится пешком и без кошек, но особо рассчитывать на это не стоит.
Перевальная седловина довольно широкая, при желании даже палатку поставить можно. Тур обычно находится у основания скал с востока, но порой он бывает разрушен, и, например, в 2015 году лыжники, не найдя его зимой, сложили свой на верху скалы к западу от седловины (IMG-32840.JPG).
В сторону долины Абыл-Оюк с перевала спускается короткий (перепад менее 100 метров) осыпной кулуар (IMG-32836.JPG). Осыпь чаще всего либо скрыта снегом, либо скована натёчным льдом, и реально осыпное её состояние является скорее исключением, чем правилом. Так что и на спуске с перевала на ледник кошки лишними не будут. Более того, порой в кулуаре оказывается необходимым повесить для страховки от одной до трёх верёвок (IMG-32858.JPG, IMG-32861.JPG).
Ледник номер 120 (Ступенчатый или Абыл-Оюк) ровный, трещин на нём мало, бергшрунд в основании кулуара забит камнями и снегом. Снегом обычно покрыта и основная часть ледника, так что, для надёжности, лучше проходить её в связках (IMG-32866.JPG). Метрах в двухстах от основания перевала в леднике есть неглубокая мульда. Обойдя её наиболее удобным путём, надо двигаться практически прямо на юг, чтобы выйти к тому месту, где ледник относительно полого спускается на морены, лежащие на `бараньих лбах'. Участок это короток и некрут, и проблем при спуске не возникает, надо только вовремя перебраться на правый берег основного потока ручья (IMG-32867.JPG). Спуск выводит на щебневые поля, где при необходимости можно встать на стоянку (IMG-32868.JPG). Лучше, однако, спуститься ещё ниже, либо правее по ходу, к чистым ручьям, вытекающим из-под морен (IMG-32876.JPG), либо левее, на травянистые площадки правого берега основной речки, где тоже можно найти чистую воду.
В зависимости от состояния кулуара спуск до стоянки может занимать от одного до двух часов. Перепад - 600 метров, расстояние - около 3 километров.
Перед перевалом удобно стоять, не доходя до ледника, на мелкощебневых площадках между двумя маленькими голубыми озёрами (IMG-32783.JPG). Чистая вода -- в более западном (IMG-32779.JPG). Есть места под палатки и у восточного озерца, но там не очень уютно и пыльно (IMG-32778.JPG). Ещё один вариант - встать метров на 150 ниже, у небольшого озера на террасе (IMG-32771.JPG). Отсюда в хорошую погоду открываются замечательные виды на ледники и вершины.
Подход по леднику к подножию осыпного склона занимает час-полтора (набор высоты около 400 метров), примерно столько же времени может занять выход на перевал (перепад - 300 метров). Общее расстояние - около 2.8 километра. Если стоять у нижнего озерка, то время подъёма увеличивается примерно на полчаса. В принципе, ночевать можно даже на стоянках на берегу ручья выше верхнего Шавлинского озера, у основания крутого склона, но это добавляет ещё 250 метров набора высоты и целый час подъёма.
При прохождении перевала нужны ледорубы, каски и кошки, а также верёвка, петли и ледобуры для организации страховки как на подъёме, так и на спуске.

2.5.3  Перевал Надежда (2Б, 3387)

Перевал расположен в основном Северо-Чуйском хребте. Находится он в 600 метрах к востоку от узловой вершины с отметкой 3602, от которой начинается водораздел рек Шавла и Маашей.
Перевал соединяет ледник 122 (Университетский, долина реки Абыл-Оюк или Правый Карагем) с ледником Левый Маашей.
Ориентация склонов юго-юго-запад - северо-северо-восток.
Сложность перевала - .
Для прохождения нужна полная личная экипировка, верёвка (как для связки на закрытом леднике, так и для организации перил на северном склоне), ледобуры, возможно, снежный щит, крючья и петли.
Координаты перевала 50.04,2677 с.ш., 87.32,4401 в.д.
Северная сторона перевала практически не перетерпела изменений за последние годы, и её описание, сделанное НС в 1998 и 2000 годах, вполне соответствует современной действительности. Что касается ледника Университетский, лежащего к югу от перевала, то он заметно отступил (метров на 600 по сравнению с положением, указанным на карте масштаба 500 м в 1 см), и путь по нему существенно упростился.
Путь к перевалу из долины Абыл-Оюк ведёт вдоль ручья, текущего из-под восточной ветви ледника 121 (Двойной) (IMG-32873.JPG). Примерно от точки 039 надо уходить правее, в сторону ледника Университетский, и идти уже вдоль русла ручья, текущего из-под его языка. Этот путь выводит непосредственно к концу ледника. Если он открыт, то надо надеть кошки и идти прямо вверх вдоль его левого борта, но не прижимаясь к нему. (Следует заметить, что ещё 20 лет назад такой путь был невозможен. Чтобы выйти на ледник надо было либо сначала подниматься по гребню вдоль его правого борта, либо наоборот проходить до левого борта долины и выбираться по боковым моренам). Ледник поднимается пологими волнами, на его перегибе есть трещины (близ точки 042), но на выбранном направлении они нешироки и легко перешагиваются (IMG-32989.JPG, IMG-32990.JPG). Выше расположено широкое поле, пересекать которое можно напрямую, держа курс левее вершины 3602 и оставляя скальный гребень массива Маашей справа (IMG-32999.JPG). На этом, обычно заснеженном, поле трещин, похоже, нет, но проверять это без связки лучше не стоит. Далее следует некрутой подъём с выходом на верхнее поле ледника. Здесь всегда много снега, и можно идти прямо по направлению к кулуару, выводящему на седловину перевала Надежда, выбирая путь так, чтобы поменьше проваливаться (IMG-33029.JPG). По идее, на этой части ледника трещин быть не должно, но достоверно это неизвестно, так что идти надо по-прежнему в связке. В основании кулуара есть неширокий бергшрунд, переход через который не представляет проблем. Выше него - крутая живая осыпь (IMG-33028.JPG). Остаётся подняться по ней на 100 метров, но при этом нужно быть очень осторожным, так как жива не только осыпь, но и камни на скалах сбоку от неё, особенно слева по ходу. На седловине перевала - мульда с озерком, из которого летом на южную сторону стекает ручеёк. Слева от него есть площадка под палатку, а чуть выше можно уместить и ещё одну (IMG-33035.JPG).
Реальных вариантов пути спуска по сути два: один из них - по скальному контрфорсу (IMG-33080.JPG, IMG-33097.JPG, IMG-33111.JPG), по которому проходит простейший путь подъёма с ледника Маашей, а второй - по ледовому склону. Для выхода на верхнюю часть контрфорса необходимо пройти около 250 метров по гребню в сторону пика Маашей и выйти на ледовый бугор промежуточной вершинки (IMG-33066.JPG). Оттуда придётся повесить примерно 3 верёвки, чтобы добраться до скал (IMG-33139.JPG). Путь этот может быть лавиноопасен. В зависимости от конкретных условий, перильная страховка может понадобиться и на спуске по контрфорсу, по крайней мере, на его верхней части и переходе с неё на нижнюю. Если снега мало, то спуск может быть камнепадоопасен.
Более надёжен, судя по всему, спуск по ледовому склону (IMG-33079.JPG). Выходить на него прямо вниз с перевальной седловины не стоит. Дело в том, что в этом месте верхняя часть склона рассечена широким бергшрундом, верхний край которого отстоит от нижнего более чем на 5 метров. Более безопасно пройти на запад метров 200 и начать спуск оттуда, немного не доходя до скального склона вершины 3602. От перевальной седловины надо подняться (обычно по снегу), обойдя скальные выходы справа, и траверсировать заснеженный ледовый гребень, учитывая встречающиеся на пути небольшие трещины и карниз, до того места, откуда будет удобно уходить направо и вниз (IMG-33061.JPG). Основная причина выбора такого пути спуска - это то, что на этой части ледового склона верхний бергшрунд сходит практически на нет, а другие трещины нешироки, и их преодоление, при должном к ним внимании, проблем не представляет. Крутизна склона небольшая, градусов 40 практически на всём протяжении, так что если состояние снега позволяет, то можно попытаться пройти спуск (или хотя бы его часть) в связке (IMG-33062.JPG, IMG-33065.JPG). Обычно, однако, требуется повесить до 10 верёвок, чтобы безопасно выйти на пологую нижнюю часть склона. На этом пути важно не уходить слишком далеко налево, где со скал сверху и слева по ходу летят камни. Ясно, что при большом количестве снега склон этот может быть лавиноопасен.
От основания склона можно идти прямо вниз по ровному леднику и выходить на моренные поля у его левого борта. Другой вариант - перейти направо через моренную полосу, отходящую от контрфорса, на ровный ледник, спуститься на каменные развалы правее озерка, а затем перейти через ручей и выйти на стандартную тропу, идущую по моренам (IMG-33040.JPG).
Выбор мест для стоянки в долине Абыл-Оюк весьма широк. Стоять можно на щебёнке недалеко от конца ледника, а также внизу, на левом, или даже на правом берегу речки. При необходимости можно ночевать и на седловине перевала. После спуска ближайшее место для стоянки - на моренах левого борта ледника. Можно спуститься и немного ниже, в моренный карман. На спуск до реки времени может хватить только при условии ночлега на перевале.
Подъём на перевал из долины может занять 4-5 часов. Перепад высот - около 700 метров. Время спуска на ледник сильно зависит от количества снега на склоне и его состояния. Если весь путь придётся провешивать, то процесс может занять часов 6-7. Перепад высот - около 400 метров. От основания склона до ближайшего места для стоянки идти не более чем полчаса.

2.6  Выводы и рекомендации

Маршрут рассматривался как возможность в условиях временных рамок, ограниченных одной рабочей неделей, посетить красивый горный район, в котором руководитель не был 15 лет, а многие из участников оказались впервые. К сожалению, главный элемент новизны, основную идею, ради которой поход и организовывался, осуществить не удалось. По имеющимся сведениям, туристы уже поднимались на вершину 3873 по намеченному нами пути, но, как мы окончательно убедились, сложность маршрута такова, что к его прохождению необходимо относиться как к отдельному альпинистскому мероприятию, выходящему за рамки похода.

2.7  Перевальные записки

nizhneshavlinskij
Рис. 4: Записка с перевала Нижнешавлинский
abylojuk
Рис. 5: Записка с перевала Абыл-Оюк
nadezhda
Рис. 6: Записка с перевала Надежда
.


File translated from TEX by TTH, version 4.08.
On 10 Oct 2015, 00:05.