Перевал Бригантина (2Б,4300)

Скально-ледовый перевал, ведущий с юга на север через основной хребет Терскей-Алатау. Соединяет цирк первого снизу правого притока ледника Караколтор Восточный с ледником Культор Восточный.
Характер склонов: а) с юга: покрытый моренами ледник, осыпи, в верхней части - разрушенные скалы (до 40 градусов); б) с севера: крутой (до 50 градусов в верхней части) ледовый склон; пологая ледниковая ступень; обход ледопада по лавинным выносам; ровный ледник.
Ледник Караколтор Восточный, путь к перевалу Бригантина
Необходимое снаряжение: основная верёвка, вспомогательная верёвка, ледобуры, ледосброс, могут понадобиться скальные крючья. Личное снаряжение: каска, страховочная система, кошки, спусковое устройство, ледоруб.
Время прохождения от реки Караколтор до стоянок у восточного истока Культора - около 7 часов. В том числе: подъём от реки до поворота к перевалу - полчаса, подъём на перевал - 2 часа, спуск до пологой части - 3-4 часа, и в пределах часа - обход ледопада и выход по леднику к стоянкам.
Ночевать перед перевалом можно совсем внизу, у реки Караколтор. Есть ровные площадки и выше, на моренах далеко отступившего ледника Караколтор Восточный, вблизи поворота в цирк перевала.

Подъём от реки до этого места идёт по старым моренам крутизной до 30 градусов. Ледник, лежащий в долине, ведущей к перевалу, также далеко отступил и практически полностью закрыт моренным чехлом. Идти по этим развалам не очень удобно, и мы предпочли выбирать путь так, чтобы большую часть пройти по пятнам плотного снега (Ф.2-20r). Склон, ведущий к перевалу, полностью закрыт осыпью. В верхней его части - кулуар, ограниченный разрушенными скалами крутизной до 40 градусов. Здесь лучше выйти правее кулуара на скалы и идти наискосок всем вместе, чтобы уменьшить опасность от падающих камней (Ф.2-21r). Перевальная седловина - выдутая ветрами раковина, ограниченная справа скалами, а слева - крутым фирновым бугром, в центре раковины - озерко (Ф.2-22). Тур находится на скалах слева (мы его не нашли).

Перевал Бригантина с севера и путь спуска с него

Спуск можно начинать прямо с седловины. Ледовый склон ровный, без трещин. Чтобы обезопасить себя от возможного падения камней со скал справа и летящих из-под кошек и сдёргиваемых верёвок осколков льда, лучше идти немного наискосок налево (на запад). Нам понадобилось повесить 9 верёвок, чтобы спуститься со склона и перейти через бергшрунд. Ниже ледник выполаживается, образуя ступеньку, которая обрывается ледовыми разрывами (Ф.2-24r). Необходимо связаться и идти вниз, отклоняясь немного влево. Дойдя до трещин, надо повернуть налево, найти путь между ними и выйти на лавинный вынос под ледовыми сбросами. Отсюда уже прямой путь на плоскость лежащего внизу ледника. Трещин на нижней части нет, переход на морены тоже не представляет труда. Единственное препятствие на пути к стоянке - это бегущий вдоль правого края ледника ручей.