Горная 1ка Романькова на Киргизский Алатау 2007

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Стоянки Рацека

Пару слов о... Сначала этот поход задумывался как горная 2-ка на киргизский алатау в район реки Аламедин. Вести его должна была Люда. Мы готовились: бегали, отрабатывали технику на вышке и прочее. Но случился форс-мажор и Люда не смогла поехать. Тогда был найден капитан Роман. То ли он не очень хотел туда ехать, то ли действительно форс-мажоры случаются часто, но не прошло и 3-х дней от его назначения, как он тоже не смог быть капитаном. Дела, работа. Ситуация была безвыходная и казалось помощи ждать уже не откуда)

Состав группы

Маршрут

Хребтовка с маршрутом

Планировался следующий маршрут: поселок Белогорка → по реке Сокулук до слияния рек Ашуу-Тёр и Чон-Тёр → на северо-восток в сторону некатегорийного перевала → н/к перевал → перевал Ашуу-Тёр (1А) → вниз по реке Ак-Пай до слияния с рекой Джыламыш → вверх по реке Джиламыш до перевала Майа-Адыр → перевал Майа-Адыр (1А) → вниз по долине до реки Ала-Арча мимо кладбища альпинистов → вверх до альп-лагеря Ала-Арча → вверх по реке Ак-Сай до стоянок Рацекаперевал Учитель (1Б) → вниз по долинам рек Чон-Кургак и Аламедин до поселка Кой-Таш.

Смотреть в Google Maps (итоговый вариант)

Отчет

Из Новосибирска ехали до Алма-Аты на поезде. Из Алма-Аты до Бишкека на бусике. Там уже была договоренность с туристической фирмой и нас из центра Бишкека после обеда забрал еще один бусик у к вечеру довез до Сокулука, в район где мы должны были начать наш поход)

Итак 1 агуста 2008 года, с набитыми рюкзаками, а также с тортом, арбузом и другими полезными в походе вещами, принесенными заботливыми братьями-туристами нам в дорогу, мы счастливые и довольные, сели в поезд. Ехали мы с пересадками: то есть, с Сеятеля до Рубцовска в общем вагоне, а далее в уже в нормальном плацкарте до Алматы. И все бы хорошо, но одно маленькое но.. Поскольку билеты брали довольно поздно, то и ехали с пересадками, а к тому же промежуток между нашими поездами составлял целые сутки. Вобщем славный город Рубцовск распахнул перед нами свои объятия.. Приехали мы туда в 2 ночи по Московскому времени. Разместившись на полу и на сидениях на станции ж/д вокзала, мы много чего успели: поспали, поели, обошли почти весь город, посетили местный "кинотеатр" Рассвет (это кстати отдельная история :)) и даже искупались в фонтане, поскольку (как нам сказали) местные водоемы находятся довольно далеко от центра города. На дворе было очень жарко, и пьяные парни в тельняжках пачками ходили по городу, поскольку нас застал там и знаменательный для России День ВДВ! Если честно, эти милые ребята выглядят довольно угрожающе, мы старались на них не натыкаться, и переходили на другую сторону тротуара :) Настал долгожданный вечер, было по-прежнему жарко, сонные мухи медленно летали по станции, а затем и ночь, когда мы, вялые, наконец-то, услышав голос глашатого вокзала, вышли-таки на перрон! Было 23 часа по московскому времени, мы погрузились в поезд, и тут же заботонились.

В Алмату мы прибыли в 6 утра (по Астане). На площадке перед вокзалом нас встретила толпа таксистов, готовых отвезти на всевозможные направления. Но мы решили не горячиться и спросили у местных, на каком транспорте можно добраться до Автовокзала (они называют его Сайраном), упали в автобус и доехали минут за 20-25 до места. С автовокзала довольно часто ходят рейсовые автобусы в Бишкек (стоимость билета около 200 рублей). Но поскольку нас было много и рюкзаков с нами - тоже, то мы договорились с водителем маршрутного "бусика" и двинулись в путь на нем (???-стоимость). Ехать не очень долго (238 км) по хорошей дороге, по пути мы остановились перекусить в кафе Авразия, где нас сразу поразили довольно низкая стоимость и несомненно большой обьем порций заказанных блюд. Водитель нам попался хороший, сразу просветил нас, что деньги лучше менять в Бишкеке, а не на Иссык-Куле (поскольку все мы после похода собирались на денек-другой туда заехать) и также довез до ЦУМа, где мы отоварились местными сим-картами, а уже затем привез нас к офису турфирмы, где мы заказывали дальнейший транспорт. В турфирме нас встретили довольно приветливо, разрешили оставить рюкзаки на их складе и поскольку наш транспорт ожидался только часа через 3, предложили прогуляться по городу. Мы конечно же посетили памятники, монументы и др. встретившиеся нам достопримечательности в центре города, ну и зашли в Рамстор, где опять же были удивлены стоимостью пищи в местных кафе. Водитель был местный и часа за полтора довез нас до нашей долины, где мы проехали пару деревень остановились у моста, за которым якобы дорога заканчивалась. Здесь он нас и оставил, у двух одиноких юрт. Местные из деревень часто на лето уезжают выше в долину, где пасут скот до первого снега. Был довольно ранний вечер, и мы решили, не тратя времени зря, пройти несколько ходок. Когда стало смеркаться, встали на ночлег недалеко от дороги.

Поход начался...

Первый день (2007-08-05)

В предыдущий вечер бусик довез нас до первого шлакбаума на Сакулуке и оставил там. Там мы и заночевали, только отошли немного. На следующее утро, когда мы встали, поели и решили двинуться в путь, выяснилось следующее обстоятельство - долина реки Сокулук очень глубокая и узкая, хребты по обе стороны довольно высокие. Неба в верху видать только небольшой кусок. Можно сказать ущелье. Пнятно было что мы где-то между Белогоркой и развилкой рек Ашуу-Тёр и Чон-Тёр. Но где именно не понятно.

Шли вверх по реке часа полтора и неожиданно вышли на то самое слияние рек Ашу и Чон. Рядом со слиянием стояла юрта с постухами. Решили поболтать, спросить где мы и кто мы - напрасно. Местные как, это обычно и бывает, местность знают еще хуже. По названиям они вообще не ориентируются.

По карте нам надо было немного не доходя слияния свернуть в левую долину в сторону некатегорийного преревала. С поляны на которой мы стояли была видна только одна левая долина перед слиянием - в нее мы и пошли. Зря. Насторожило, что речка практически сразу закончилась, а на карте она должна была продолжаться еще достаточно долго. И подъем был очень крутой. Но зато в этой долинке была четкая тропа, как на карте, и нас буквально через 15 минут обогнал пастух с овцами. Это придало нам уверенности, и мы не смотря не на что решили двигаться вверх.

Хижина пастухов высоко в горах

А воды не было. Подниматься было очень тяжело. Наверное потому что уже чувствовалась высота ~3 тысячи и аклиматизация. Погода стояла просто замечательная и к обеду жажда стала беспокоить сильнее. Чем дальше мы поднимались, тем яснее становилось, что без воды мы до перевала не дойдем.

Тут мы заметили пастуха справа на хребтовинке. Пустили Миху Генаева чтобы он сбегал и спросил как тут с водой дела обстоят. Оказалось недалеко от нас был ключ, а также на хребтовинке была летняя пастушья хижина. Мы добрались до хижины, сбегали за водой и встали на обед. Всем было хреново, поэтому пообедать решили подольше.

Уже ближе к вечеру снялись с того места и пошли дальше вверх по хребту. Шли от силы часа полтора-два, потом стало темнеть и холодать. Стало понятно, что по светлу взять перевал не удасться, да и новенькие девчонки Катя и Алина изрядно подвыдохлись. И как только нашли подходящее место для полаток сразу встали на ночевку.

Второй день (2007-08-06)

На второй день мы встали рано утром и пошли брать наш некатегорийный перевал. Поднявшись еще повыше мы наконец поняли что пропустили свою долину и идем по соседней, и что нам придется перед н/к преодолеть еще один перевал. К обеду удалось без особых проблем добраться до вершины перпендикулярного хребта хребта, где мы без особых проблем перевалили его.

Поскольку перевал оказался безымянный, решено было соорудить турик и назвать его "Моя прелесть". Не помню уже почему именно так.

Спустились вниз с перевала в долину, по которой и должны были идти, и сразу устроили обед. Неокрепший городской организм не может долго в горах без обедов :) Обедали долго и основательно, чуть ли не с сончасом.

Снялись с обеда опять поздно, уже ближе к вечеру. Двинулись к некатегорийному перевалу. Не знаю почему, но мне было очень тяжело. Капитан зашел на перевал одним из последних - нонсонс! Подъем был абсолютно не крутой, погода пасмурной - ни жары тебе, ни чего, иди - не хочу. Но ноги меня еле слушались. Наверное на обеде переел.

Тропинка на перевал Ашуу-Тёр со стороны реки Ак-Пай

Когда зашли на н/к, нам открылся отличный вид на перевал Ашуу-Тёр, который был расположен напротив через долину. С виду он был очень крутым, очень резким на подъем. Но вот как-раз с н/к перевала стало заметно то, что снизу из долины мы не увидели бы. Здоровенная конская тропа поднимавшаяся с юга траверсом на перевал. По ней мы на следующий без каких-либо проблем абсолютно спокойно зашли на Ашуу-Тёр. Интересно то, что когда мы спустились с н/к вниз в долину, тропа из виду пропала, так что пришлось еще бегать на разведку чтобы найти ее начало, которое кстати расположено метров на 300 дальше по долине относительно седловины перевала. Так что если кто бы подходил к этому перевалу по реке Ак-Пай мог спокойно не заметить эту тропу и карячиться по крутой сыпухе.

Спустившись в долину мы встали на ночевку.

Третий день (2007-08-07)

Идем на пик ИКА

Мы встали сутра, позавтракали и двинулись сходу на перевал. Погода была хорошая. Проблем с подъемом ни каких не было, потому что шли мы траверсом по здоровой конной тропе. Весь подъем на перевал 1А Ашуу-Тёр занял ну от силы полчаса. Не удовлетворившись таким легким подъемом мы решили пойти по гребню на юг до ближайшей вершины. С перевала она казалась довольно близкой и красивой. И достаточно простой для того, чтобы на неё зайти без веревок.

Шли мы значит так шли, а погода ухудшалась: набежали тучи, пошел редкий снег. Туман, перехлестывавший гребень, закрывал нам вершину и временами видимость падала до 15-ти метров. Не считая того что на краях гребня бывало местами очень круто и далеко лететь в низ, идти по середине гребня впринципе было безопасно. И через пару часов мы дошли до вершины. Там на самом пяточке была камнями выложена надпись "ИКА". Так мы узнали её название; на картах эта вершина была безымянной.

Стали спускатья на уго-восток в сторону реки Джыламыш и перевала Мая-Адыр. Погода была нестабильной: то небо растягивало и светило солнце, то снова набегали тучи. Время уже давно перевалило за обед, надо было есть. Реши встать у первой попавшейся воды. Со стороны тока что взятой вершины на нас начала надвигаться здоровая черная туча. Пришлось в темпе ставить палатку. Ну дежурные есественно остались готовить, а все остальные залезли под укрытие. И тут пошел дождь, да так пошел, что аж заколбасило - прямо ливень. Но обед есть обед, и его надо готовить - по-этому дежурные залезли в палатку еще не скоро, а только после того как все раскочагарили и поставили вариться. Как оказалось, пустить их в палатку на 5 минут укрыться от дождя было ошибкой, так как оставшаяся без присмотра клава чуть было не взорвалась (не взорвалась, но почти успела принять форму шара :).

После еды мы опять сгреблись и выдвинулись ближе к Мая-Адыру. По моим предположениям, если перевалить хребет неподалеку от того места где мы стояли, то можно было бы сэкономить пару-тройку километров пути и встать на ночевку пораньше. Так и сделали: сразу от места стоянки забрались на гребень и с него спустились к Джылаламышу напротив долины завтрешнего перевала. Встали на ночевку и добили последнии запасы спиртного, которые у нас были :-)

Четвёртый день (2007-08-08)

Встали рано утром. Погода была просто замечательная, не в пример вчерашнему дню. Так как ночевали у входа долину, то сразу стали подниматься к перевалу. Подъемы, надо сказать, в Киргизии всегда какие-то очень резкие и протяженные.

Поднявшись чуть-чуть вверх по долине, мы стали отчетливо видеть седловину перевала. Она находилась слева от пика Адегине. Но чем ближе мы подходили к перевалу, тем подъем становился всё круче и круче. Дальше по курсу виднелся курумник, не очень крупный, но и не очень мелкий - вообщем из далека он нам показался неприятным на подъем. Решили идти траверсом по левому хребту. Не знаю как в итоге было бы лучше, но сбоку, я так счиаю, было не на много проще. Хотя безопаснее, так как траверсом мы не сыпали друг на друга камней.

Вид на седловину перевала Мая-Адыр и пик Адегине

Адегине стоял весь в снегу и с него на седловину намело снега. Турика мы сколько не искали и не копали, так и не нашли. А так как время было уже давно обеденное, то решили расположиться прям на перевале и приготовить еду. Ветра особо не было и вид был красивый. Пообедав и отдохнув за пару часов мы начали спуск. С Адегине вниз уходил ледник под крутым углом, и справа от нас тоже был небольшой ледник, который тянулся до низа. А посередине вроде как льда не было и можно было пройти не надевая кошки - мы так и пошли.

В середине спуска нам встретился достаточно крутой участок, скалы посыпанные курумником. Решено было связать 2 веревки и провесить опасный участок, так как не все чувствовали себя уверенно. Спускались по-одному, так как сыпало прилично. Времени на это почему-то ушло ну просто уйма, часа 2-3, и когда стало смеркаться, горячо любимый всеми капитан предложил разбиться на 2 группы: одна шла дальше вниз и искала место для того, чтобы встать на ночь, а вторая ждала пока все спустятся. И это было правильно, так как когда мы смотали веревки и прошли весь основной спуск, стемнело окончательно. Искать первую группу пришлось с фонариками.

Пятый день (2007-08-09)

Сутра стали спускаться дальше вниз к Ала-Арче. Ближе к слиянию встретили группу альпинистов из Омска (?), которые шли на (?). Почти на выходе из долины зашли на кладбище альпинистов. А дальше пошло разлагательсто: только мы увидели красоты Ала-Арчи, мы тут же расслабились, а когда еще и обнаружили там магазин/столовую с горячей едой (лагман, самса, свежий зеленый салат... м-м-м! пиво в конце концов), то тут вообще народу голову снесло - поели, стали загорать, купаться, пить пиво, даже начались разговоры о том, чтобы остаться тут на денёк, а завтра уже идти "полными сил" на Учитель.

Ала-Арча

Но расслабляться было некогда, и капитан, проявив волю, поднял всех и повёл дальше вверх. От выпитого пива идти стало заметно сложнее: народ до такой степени обнаглел в Ала-Арче, что после 4-х дней акклиматизации эти три часа от Ала-Арчи до водопада на реке Ак-Сай, как потом уже выяснилось, оказались самыми сложными вообще за весь поход. Сердце выскакивало из груди, в губах пульсировала кровь, привалы делали каждые 20 минут. И это после четырёх то дней! Короче, это давно известная истина: "Сильный расслабон в середин похода - зло"!

К сумеркам мы только и успели, что дойти до водопада. Там были отличные места для палаток, абсолютно свободные, и костровище, о котором надо рассказать отдельно :) Вообще Киргизия - горная страна, леса там мало, а в самих горах - так и вообще каждое дерево на пересчет. Но это костровище нас сбило с толку: "Есть костровище - значит нужен и костёр", - утверждали некоторые из наших участников. Решено было вечером устроить костёр: нарубили сучьев, натоскали палок, даже бензина подлили, которого кстати у нас не хватало - ничего не получается, один дым, а огня нет. Намучившись с костром мы достали примуса и сготовили ужин по-старинке. Продолжение это история получила на следующий день.

Шестой день (2007-08-10)

Рано утром капитан встал и пошел пофотаться на водопад в лучах рассвета. Но вот когда он вернулся, оказалось что в наш лагерь наведался местный егерь в компании иностранных туристов. Этот егерь обнаружил в нашем костровище, кучу несгоревших веток и выдвинул нам притензии по поводу их киргизского леса. Звучали разные слова и угрозы, вплоть до того, что мы не выберемся без "приключений" из Ала-Арчи и что у нас отберут всю нашу снарягу. Но скорее всего он таким образом выделывался перед своими иностранными гостями, потому что уж слишком часто называл нас "русскими", приписывая различные качества. Прикинув расстоновку сил, и учтя, что мы гости и что по сути он прав насчет леса, мы решили с ним не спорить, сматали побыстрому вещи и погнали вверх... Но за то, как он расписывал нас "русских", ему бы стоил конечно выдать люлей.

После этого мы дошли до стоянок Рацека без приключений. Кстати сказать, я до этого никогда не был на Рацека и читал, что мол там есть такие туалеты, которые стоят на сваях на краю обрыва, и что там так высоко, что если человек без нужды в такой туалет зайдёт, то нужда сама собой сразу появится. Каково же было моё разочарование, когда мы обнаружили там два сгнивших туалета на склоне марены, ни какой тебе высоты, и единственное, чего в таком туалете можно испугаться, так это невероятной вони, которая разносится по всей округе.

На Рацека мы отобедали и решили устроить ледовую тренировку, так как у нас был народ, который вообще кошки в глаза не видел. Миха Генаев в этом деле из всех оказался самый опытный и замутил нам ледовую стенку неподалёку от лагеря.

Тренировка на льду

После тренировки времени до сумерек оставалось мало и мы решили остаться на Рацека до завтра. Темболее напротив хижины была симпатишная такая скала, на которой Коля провесил веревку. По ней мы лазили пока не стемнело.

Седьмой день (2007-08-11)

Где распологается перевал Учитель мы точно не знали, и расспросы местных альпинистов ни каких особых результатов не дали, многии вообще не знали даже, что такой перевал есть. Были космические снимки, но толку с них признаться оказалось мало. Я сейчас даже не вспомню наверное почему мы избрали именно такой путь. Но дело вообщем остаяло так...

Сутра мы дошли до прямоугольного озерца и от него свернули налево в долину, достаточно крутую. Поднимались туда долго и упорно. По пути Жене Мальковичу чуть не отдавило ногу здоровым валуном, полтора на пол метра. Валун оказался живой, кто-то на него наступил, а Женя был рядом, вообщем ногу ему придавило, но без особых последствий - отделался синяком. Шли мы так значит шли, пока не дошли до ледничка на склоне, градусов этак 45. Разговора о леднике на подъем не было, да и Учитель летом должен так практически без льда ходиться вообще. Решили, что зашли не туда и стали спускаться.

С погодой надо сказать тоже повезло - одни пасмурные тучи, ни солнца тебе, не тепла. А как мы спустились обратно к озерцу, так тебе и мокрый снег с дождем и ветром пожалуйсто. Класс! Стратегнулись и снова вверх, в предыдущую долину. И полдня туда еще поднимались. Хотели ночевку на перевале наверное устроить. Только и из этой долины мы бы не вышли наверх ни за что. Но кто же знал!?

Когда стало смеркаться, а впереди еще конца и края не видно, решили вставать на ночевку где сможем. Правда на склоне под 45 градусов найти место под две палатки крайне сложно. Если в этой долине вообще можно было найти такое место, то это бы было именно то, на котором мы ночевали. Представте: небольшая скалка выдается их курумника, по левому её краю лежит немного снега, потом почти вертикальный обрыв метров 5-7 и полкилометра склона 45 вниз. Дивный видок! Вот значит на краю этого самого водопада мы заночевали, вырыв места под полатки в снегу.

Наш лагерь на склоне

Восьмой день (2007-08-12)

На следующий день сутра мы решили двигаться дальше вверх. Надежда зайти на гребень нас не покидала. Но поднятся удалось от силы метров на 200-300, а потом мы просто уперлись в вертикальные скалы. Стали разведывать, можно ли где-нибуть еще пройти по соседству - везде одно и тоже. Посидев немного и обсудив что дальше делать, решили, что на этом с нас хватит и можно ехать на Иссы-Куль. Стали спускаться.

На Рацека пообедали и сфотались на прощание (первая фотография на этой странице). В Ала-Арчу мы спустились только вечером и там заночевали. Поход закончился. Но впереди еще отдых на Иссы-Куле.

После похода

Из Ала-Арчи в Бишкек с утра нам повезло уехать в микроавтобусе, в котором в магазин привезли продукты. Оставив рюкзаки в турфирме, которая завозила нас в долину Сокулука в начале похода, мы разбились на две группы: одни пошли гулять по городу, вторые – договариваться на Старый Автовокзал с транспортом до Иссык-Куля. Договорились с водителем бусика, что он заедет за нами по адресу турфирмы через пару часов. После этого мы пошли на рынок, и сибирское сердце не смогло не тронуть то изобилие, которое нас встретило :) Канечно же закружилась голова, конечно же выйдя оттуда у нас были полные руки пакетов с виноградом разных видов, персиками, орехами и целое ведро урюка, что даже пришлось взять такси, благо оно здесь недорого стоит. Таксист канечно же был в Новосибирске и его брат был в Новосибирске, и вообще все они любят русских, и мы – все братья :) Такое часто слышишь в Киргизии, и это не может не радовать.

Вечером бусик мчал нас по дороге на Иссык-Куль, и мы счастливые и довольные, не думавшие о последствиях, ели урюк за обе щеки, и играла русская попса, которую все здесь чтут и уважают. Никто из нас до этого не был на Иссык-Куле, поэтому мы сказали водителю, чтобы он довез нас до озера, где есть пляж, какие-нибудь базы, а там уж мы сами разберемся. То ли водитель сам никогда там не был, то ли притворялся, но он постоянно переспрашивал и привез нас к какому-то свертку с основной дороги, проехав еще немного за Балыкчи. Денег он взял с нас многовато, но сказал, что уж если нам тут не понравится, то чтобы звонили прям с утра и он за нами примчится и увезет куда захотим за умеренную плату :) Была уже ночь, ничего не было видно, мы шли по свертку в “сторону Иссык-Куля”, шли, шли и уже устали идти, большинство было за остановку на ночь. Но некоторые непокорные, горячо желавшие увидеть Жемчужину Кыргызстана, бросив рюкзаки, продолжали пробираться через колючки к шумевшей вдалеке воде. Вскоре перед ними встало препятствие в виде полосы грязи вдоль берега, пахнувшей не очень, и по ощущениям, было глубоковато, Миха рискнул пересечь её – оказалось по середину голени... Такова была дорога к Иссык-Кулю..Ну а дальше был берег, вода и все как полагается.

Утром, проснувшись, мы увидели картину окружавшую нас... Она представляла собой пустыню, заросшую колючками, а неподалеку виднелись какие-то строения деревенского типа. Урюк уже давал о себе знать, настроение от увиденного было тоже не очень – до воды очень далеко, никакой нормальной цивилизации, явно мы попали куда-то не туда, о чем представляли. Решили, что надо ехать дальше, собрались, дошли до дороги, вспомнили про водителя, про деньги, которые он с нас взял, и решили ехать стопом. Позвонили в Новосиб – там нам посоветовали добраться до Чолпон-Аты. «Стопом» у нас получилось ехать опять же за деньги и группами по 2-3 человека на рейсовых бусиках. В Чолпон-Ате мы нашли очень выгодный и экономичный вариант пребывания – недалеко от побережья во дворе у одной семьи мы договорились поставить свои палатки, семья эта сдавала комнаты в доме, юрту и палатки с матрасами.

Собственно так начался наш матрасный отдых - уже в обед мы катались на катамаранах по озеру и наслаждались всеми местными благами. Кто был здесь, знает: дешевые фрукты, кафешки, дискотеки по вечерам и прочее.:)Три дня прошли на «ура», но к сожалению все хорошее когда-то заканчивается, и большей части группы пришлось ехать в Новосиб, а трое участников (Ира, Юра и Женя) остались еще на три дня. В Новосибе в тот момент было достаточно прохладно, вдобавок в это время на Иссык-Куль должны были приехать закончившие поход участники 4-ки, и они хотели с ними встретиться. Встретились, потусили вместе в Тамге и тоже вернулись домой.