Спелео 1ка Васильева в Большую Орешную 2014-15

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску

• Всех читателей данного опуса, я хочу предупредить заранее, что всё написанное здесь может являться правдой, а может и не являться, но в любом случае оно остаётся субъективными впечатлениями одного (а может и не одного) человека.
  • Также, я хочу выразить от лица группы огромную благодарность Стасу Купцову (тренеру спелеоклуба "Солнышко"), за прекрасно составленный мануал пещеры, благодаря которому мы терялись куда меньше, чем могли бы.

Филасаф

Песня, родившаяся под землёй

Слова народные, музыка народная

Выйду ночью в грот я с трансом,

Ночкой темной тихо пойдем,

Мы пойдем с трансом по гроту вдвоем,

Мы пойдем с трансом по гроту вдвоем...

Ночью в гроте звезд не видать,

В гроте красота, благодать,

Только мы с трансом по гроту идем,

Только мы с трансом по гроту идем...

Ждет нас впереди шкуродер,

Там с мы с ним уже поползем,

По бескрайнему, по глинистому,

По бескрайнему, по глинистому...

Дай-ка карту я посмотрю,

Ой куда ж тут дальше идти,

Ой товарищи, заплутали мы,

Али есть Озерный, али его нет...

Отчёт

Идея

Поход родился из идеи отметить Новый Год в пещере, желательно под землёй, и, желательно, посмотрев и попробовав что-нибудь новенькое.

Состав группы

Условные обозначения

• Все обозначения и надписи, сделанные цветом, являются иллюстрацией описания движения группы по пещере.
  • Также красным цветом обведены названия гротов (и не только гротов), в которые мы стремились попасть в тот или иной выход, вне зависимости от того, попали мы в них или нет.
  • Треугольником (не важно какого цвета) обозначено место нахождения ПБЛа (Подземного Базового Лагеря), из которого начинались и в котором заканчивались (что логично) все наши маршруты.

31.12.2014

Интерлюдия. Пещерный быт

• Оказывается, что жизнь под землёй имеет множество специфических черт и нюансов, которые не проявляются в походах любого типа и в любое время года, проводимых над землёй.

Например:

1. Сутки в пещере видоизменяются до не узнаваемости, то растягиваясь, то сокращаясь, в зависимости от темпа группы, усталости участников, напряжённости маршрута, настроения завхоза и ещё множества субъективных факторов. Поэтому в нашем случае уместнее будет называть сутками цикл бодрствования - сна, не привязываясь к конкретным датам и часам. По возможности, на протяжении повествования, я буду указывать время тех или иных событий, дабы сориентировать читателя с происходившими на поверхности суточными циклами. Для справки: наши сутки укоротились ~ до 14-ти часов.
  2. Абсолютная темнота и тишина, способствуют отдыху и восстановлению организма, но при бодрствовании (лично меня) от тех же самых факторов постоянно клонило в сон.
  3. Постоянная температура воздуха ~ +4 градуса по шкале Цельсия, позволяет брать с собой меньше одежды, и не задумываться о том, куда убирать еду на время между приёмами пищи, но это, в свою очередь, расхолаживает и способствует скоплению недоеденных и недопитых продуктов на общем столе.
  4. Несмотря на то, что жизнь в пещере, не предполагает постоянного таскания всей еды и снаряги по пещере, а позволяет ограничиться небольшим комплектом снаряжения и небольшим количеством еды, берущимися в радиальные выходы, оставив большую часть всего остального в лагере, всё же необходимо ограничивать свои аппетиты и не планировать раскладку из расчёта 950 гр/чел/сут (без учёта топлива!), ибо такие объёмы, как выяснилось, являются непосильными, даже для вашего покорного слуги.

Первые сутки 01.01.2015

Красным цветом обозначены участки, преодолённые участниками свободным лазаньем и/или с использованием верёвки, в качестве страховки.

• Как ни странно, но начало года, по не случайному стечению обстоятельств, для нас стало также первым днём, начало которого мы встретили в пещере. Проснувшись в абсолютной темноте и тишине, многие участники (и я в том числе) начинали гадать на предмет того: "Который сейчас час?", но курлыканье будильника из соседней палатки, быстро вернуло нам представление о времени и известило, что уже десять часов утра первого января, и время, назначенное для подъёма, наступило. Не торопясь, группа начала пробуждаться...
    Неторопливые сборы. Раскрашиваем участников в зелёную крапинку.
  • Долго ли, коротко ли, быстро ли, медленно ли, но лёгкий завтрак из тушёнки с гречкой был готов и даже почти полностью осилен. Настало время пить чай и заливать термоса на обед.
  • По прошествии ещё некоторого времени, обозревая вяло собирающихся участников (среди которых явно выделялся, уже одетый, и явно скучающий, Антон Журавлёв) и уже заряженные термоса, мне пришлось объявить двадцатиминутную готовность. Вышли через сорок минут.
  • В этот день, согласно совету Стаса Купцова, да и следуя общему желанию, было решено идти искать разлом Озёрный. Как выяснилось в дальнейшем, ходить искать разлом Озёрный стало в нашем походе доброй традицией, ибо из всех четырёх наших выходов, цель поиска разлома Озёрный была поставлена три раза. Забегая вперёд, также следует сказать, что нашли мы его ровно ни разу, но зато обнаружили множество других, не менее интересных вещей, иногда даже в совсем неожиданных местах.
Галкина маята. Вид сверху.
  • Первым препятствием на нашем пути в Озёрный должен был стать 12-ти метровый камин под названием Галкина маята. Почему он так называется догадаться не сложно, но поскольку у нас у группе не было ни одной Гали, постольку он не стал для нас сложным препятствием. На этом участке первыммолодцом стал Ваня, который пролез его, не моргнув глазом, а затем сбросил верёвку остальным участникам, для подстраховки и моральной поддержки, застраховав её наверху на силе своих рук, запатентованным красноярцами, методом "надёга". Следующие участники также играючи справились с этим камином, а некоторые буквально взлетели по нему, воспользовавшись, правда, помощью Вани и Антона.
  • При переходе из грота Соломона в грот Форум, поиграли в снорков, восхитившись поражающей атмосферносью пещеры, изумительно передающей некоторые особенности игры S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти.
  • Отсчитав от Rn 44 в гроте Форум, положенное количество шагов, в направлении последнего луча заходящего солнца, который упадёт в щель между пальмами в последний день осени високосного года, оказались точно над очком ведущим на нижний уровень пещеры, или, иначе говоря, в разлом Внеземная галактика и грот Дымок.
  • Спустились на нижний уровень, прибегнув к технике спуска коромыслом. Последниммолодцом на этом участке также стал Ваня, который, дюльфернув по двойной верёвке, придал волшебного пенделя мне, а затем сдёрнул верёвку. Путь назад стал отрезан.
  • Прошли ещё некоторое расстояние до грота Дымок и, найдя Rn 34,
    Так мы и смотрели друг на друга: мы и Разлом, Разлом и мы...
    уставились в разлом Внеземная галактика, в который нам предстояло спускаться дальше. Через некоторое время ступор был преодолён и мы спустились на дно разлома точно также как несколько минут до этого спускались через очко. Верёвку набросили на большой валун методом "надёга". Роль последнегомолдца с честью выполнил Паша.
  • Пройдя ещё немного по дну разлома вверх, обнаружили небывалой надёжности точку страховки, а именно, вбитый в стену анкерный болт с ухом. Болт был вбит над очередным нетривиальным спуском, мы решили, что нам надо туда.
  • Как выяснилось в дальнейшем, решение это было правильным и должно было повлечь за собой ещё череду правильных и тривиальных действий, которые вскоре должны были привести нас в Озёрный разлом, но по какой-то причине, я, спустившись по навешенной верёвке первым, повернул голову вправо и не увидел хода, которого там и не должно было быть, а влево повернуть голову не додумался, а сразу протрубил отступление, решив что искомый нами ход по какой-то причине замыло глиной. Глина в том тупиковом ответвлении и вправду была нетронутая, ибо там никто никогда не ходил, да наверное и не пытался, потому что видел логичный ход, идущий влево, но мне почему-то в тот момент не пришло в голову достать карту и свериться с ней, а Антон, который спустился вслед за мной, тоже, удостоверившись в нетронутости глины, поддержал мою идею к отступлению. Правда, после того, вниз ещё спустился Лёша, не поверив, что всё интересное закончилось, ещё толком и не успев начаться, но и у него не хватило смекалки проверить правую стену этого хода или даже посмотреть в карту, а это я не могу объяснить уже ничем, кроме массового психоза, козней рептилоидов, проделок спецслужб или глобального заговора.
  • Поднявшись, а затем и спустившись (чтобы было разнообразнее) на дно всё того же разлома Внеземная галактика, мы дружно перекусили тем, что всё это время лежало в трансе, и, обмозговав ситуацию, дружно решили двигать обратно.
  • Обратная дорога заняла у нас чуть меньше времени, но была куда интереснее, если судить по тем препятствиям, которые нам пришлось преодолеть и по той смекалке, которая понадобилась при ориентировании.
    Мы снова в разломе Внеземная галактика. Лёша лезет наверх по какой-то полочке, а все остальные завидуют ему завистливой завистью.
  • На обратном пути, поднявшись со дна разлома Внеземная галактика в грот Дымок, к Rn 34, который уже стал таким родным, мы, не задумываясь, решили лезть в узкий наклонный колодец, начинающийся прямо из грота Дымок и ведущий довольно круто вверх куда-то на верхний этаж пещеры.
  • Для подстраховки в этом лазе, первыймолодец, которым в этот раз пустили Лёшу, провесил всем две верёвки, воспользовавшись которыми, мы легко и непринуждённо вскарабкались на уровень выше.
  • Выбравшись из этого лаза на верхний этаж пещеры мы ещё не представляли куда попали, да и не сразу обрели это представление, ибо, после проползания небольшого шкурника, ничего, кроме небольшого грота с лепниной посередине, в обозримом настоящем не наблюдалось.
  • Из этого грота шло ровно три хода, по одному из которых мы только что в него и пришли, а во второй (правый и ведущий вперёд) ушла на разведку часть нашей группы, оставив нам два транспоритуемых ими транса. Подождав некоторое время, мы с Антоном Журавлёвым решили выдвинуться вслед за ними, дабы отыскать их, упрекнуть в отделении от группы и попытаться самим сориентироваться.
  • Мы прошли некоторое расстояние вперёд по довольно извилистым, но не узким ходам и, оказавшись в довольно большом гроте, круто уходящим наверх, мы увидели несколько человек, в которых я не распознал Ваню, Лёшу и Саню, а, принял их за участников какой-то другой группы и хотел уже было повернуть назад, но вовремя одумался, поняв, что даже участники другой группы смогут нас сориентировать на местности, если, конечно, они не заблудились сами.
Ориентирование - суровое и беспощадное.
  • В этот момент "участники другой группы" издали громкий победный крик и превратились в участников нашей группы, нашедших репер и сумевших синхронизироваться с картой. Нашей радости не было предела, ведь всегда хорошо когда ты знаешь где ты есть и куда тебе надо идти.
  • Даже не смотря на то, что найденный репер, носил номер 42 и, как оказалось, мы уже давно ушли с основной карты на врезку, именуемую Сотами, мы не пали духом, а наоборот возросли им, и некоторое время спустя собрались всей группой в гроте Наклонный, в котором и стоит Rn 42.
  • Хорошенько обмозговав ситуацию, наше положение и наши желания, мы решили, что нам проще всего будет выйти обратно на большую карту в том месте, где грот Соломона потихоньку переходит в грот Форум, и которое состыковано с врезкой цифрой 5, обведённой в кружочек.
  • Путь до места где мы смогли выдохнуть, поняв, что уже точно находимся там где один раз уже проходили, тоже оказался не тривиален, интересен и полон новообретённых навыков. В том числе: некоторые люди научились цепляться ногами за потолок при спуске по наклонной плоскости, а другие в совершенстве освоили технику скоростного спуска на заднице по этой же плоскости. А я, не моргнув глазом, нашёл классный извилистый шкуродёр и почти дополз по нему до грота Больших камней, в который нам почти удалось попасть на пятые сутки, но это уже совсем другая история.
  • Поплутав и поблудив ещё немного в Сотах, мы всё-таки перешли с выноски на основную карту, использовав верёвку, и сначала захотели тут же пойти в грот Чемоданы, но потом, внимательно изучив карту, поняли, что из этой части пещеры нет прямого прохода в грот Чемоданы, потому нам придётся пойти в него на следующий выход так, как советовал Стас, а именно, через грот Сказка. А на сегодня мы порешили закончить приключения и, вернувшись в грот Соломона, спустились коромыслом по верёвке, которую провесили в камине без названия. Преодолев камин, мы вышли в грот Сновидений, где стоял наш лагерь, в котором нас встретила Катя и котёл размякших сухофруктов, из которых предстояло сварить компот.
  • Справившись с варкой компота в котле, наполненном сухофруктами под завязку, мы закинулись ещё чем-то съестным, и, подумав, что на полный желудок идти ещё куда-то будет слишком сурово для нас, решили поспать некоторое количество времени, а потом предпринять ещё одну попытку достичь разлома Озёрный.

Вторые сутки 02.01.2015

Зелёным цветом обозначен путь в г. Чемоданы, голубым - из г. Чемоданы, фиолетовым - наша прогулка в тупик, когда мы по ошибке решили, что г. Тишины соединяется с северо-западным ходом вверх от г. Чемоданы.

• Вторые наши сутки под землёй, начались ~ в одиннадцать часов вечера (ночи?) первого января, после того как, вздремнув N-ное количество времени, я понял, что не в силах больше это терпеть и постыдно дезертировал из палатки.
  • Разогрев что-то оставшееся с ужина, я разбудил Лёшу и мы вместе с ним приготовили уху, а также разбудили своими разговорами остальных участников.

Третьи сутки 02-03.01.2015

Зелёным цветом обозначен путь ко второму выходу, красным - путь по поверхности, фиолетовым - все наши попытки заблудиться. Путь от первого выхода к ПБЛу, в целом, аналогичен пути, по которому мы забрасывали лагерь в нулевой день, поэтому на этой карте он (путь) не прорисован.

Четвёртые сутки 03.01.2015

Зелёным цветом обозначен путь (точнее, его пройденная часть), который, как нам казалось, должен был привести нас в разлом Озёрный, синим - наша прогулка по нижнему этажу, фиолетовым - наша прогулка к Rn 41, красным словом FIN - точка, в которой мы обнаружили явное расхождение действительности с картой, решили, что на сегодня с нас хватит приключений, и повернули обратно в лагерь.