Выходные на Ак-тру Щербакова-Землянского 2009

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Группа на Ак-тру. Обратите внимание, кто без очков

Рассказ о выходной вылазке группы друзей на Алтай. Если кого-то интересует более формальная/техническая часть вылазки (будь то вопросы о дороге или о восхождении) - связывайтесь со мной.
Представлены фотографии участников:меня, Дениса, Оксаны, Нади. Использовать можно по праву копилефта.

Участники

Введение или почему?

В общем, имея опыт удачного выезда на Северо-Чуйский хребет на короткий срок, было решено совершить его вновь. Часть группы хотела получить акклиматизацию перед походом, а кто-то просто в горы... В планах было восхождение на пик Ак-тру и, при удачном стечении обстоятельств, радиальный выход на перевал Маашей. Вылазка была запланирована на 19-22 июня.
Поехали на личном транспорте, т.к. были возможности и это, в общем-то, дешевле. Вся вылазка обошлась нам в 1200 р. на человека (расходы: только бензин и еда). Для сравнения, вылазка в Акташ на 23 февраля этого же года (на поезде + газель) нам обошлась в 2800 рублей на человека. Разница есть.

Дорога от Новосибирска до кордона "Перевалка"

Чуйский тракт - любимая дорога в любую погоду
Брод через Тюте

Дорогу условно можно разделить на две части: от Новосибирска до деревни Курай и от Курая до Перевалки. Первая часть - 820 км, дорога хорошая. Я рекомендую ехать по правилам (т.е. до 100км/ч) и по меньше останавливаться - так будет быстрее. Вторая часть - 25км по каменистой степи, с бродом реки Тюте. Последние 500м до перевалки особенно трудны - дорога на подъём с большими камнями, трудно проехать не зацепив днищем, но это возможно.
Мы выехали вечером в четверг, 19 июня. И за 5 часов доехали до деревни Рыбалка, где на берегу Катуни заночевали. Как позже выяснилось никто так и не уснул - в палатке было жарко и душно, а на улице капал дождь. Поэтому 20 июня мы рано выехали из Рыбалки. И в районе 12 дня мы были в Курае. Весь этот день и день до этого тут капал дождик, поэтому мы сомневались ехать ли на своих машинах на Перевалку. Но, решили рискнуть и поехали. Как оказалось, не зря. По дороге проблем особых не было, в 13.00 были на Перевалке. Подробное описание дороги от Курая до Перевалки смотрите в прошлогоднем подобном отчете Выходные на Ак-тру Кутовенко 2008. На Перевалке есть стоянка, на которой можно оставить машины. В этот раз нам удалось договриться на 70 рублей в сутки.

Дорога от Перевалка до Голубого озера

Вылезли на бараньи лбы
В долине Актру, близ альплагеря. Местами лежит снег, прохладно.
Голубое озеро
Альплагер Актру, люблю я это место

Итак, в 13.00 20 июня мы были не Перевалке, высота 1800 метров над уровнем моря. Мы быстро выгрузились из машин, пообедали и двинули в путь. До Альплагеря "Актру" идёт грязная каменистая машинная дорога, длиной 8 километров. Мы пробежали её за две ходки. В альплагере мы оставили двухместную палатку и одноместный спальник - на случай, если кому-то будет необходимо спуститься (ещё один одноместный спальник у нас был с собой). Отмечу, что тут лежал свежий снег и было весьма прохладно. Погода пасмурная, иногда маросит дождик.

Несмотря на то, что сильно хотелось спать, мы всё же двинули в сторону Голубого озера. По прошлогоднему опыту до него было около 3-4 ходок (перепад - 800метров). От альплагеря в сторону Голубого озера ведёт тропа, которая заканчивается после пересечения уровня леса, далее нужно передвигаться по турам. В итоге до Голубого озера мы дошли за 5 ходок и в 20.00 мы были на нём. Высота - 2800метров. Итого за день мы набрали 2500 метров (высота Рыбалки около 300 метров): 1500 на машине и 1000 пешком. Под конец дня все сильно устали. Даже Дима Медведев сказал, что не уставал так с похода Протасова Максима 2000года.

Когда мы пришли - было хорошо :)

Вверх по леднику

"Хочешь стой, а хочешь падай."
Молоко и только что слепленный красавец.
"Ветер уходит вдаль..."
Тропим...

После тесной ночёвки в домике гляциологов, утром следующего дня, мы двинули вверх по леднику. Первую ходку мы ещё шли по морене, прикрытой снегом, а потом надели кошки, связались и вылезли на ледник. Ледник, впрочем как и всё остальное, был сильно заснежен. Льда даже не было видно (и так мы его и не увидели). Так как снега было много, приходилось тропить. Тропящий быстро уставал, поэтому мы часто менялись. Никто более 15 минут не работал. Несомненный плюс в этом лишь один - не надо распутывать трещины.

По мере продвижения по леднику, видимость становилась всё хуже и хуже. На высоте примерно 3500метров мы оказались в полном молоке (начало последней ступени ледника Актру). Тут и заобедали (поздний обед получился). После обеда было решено на этом месть поставить лагерь, а радиально попытаться сходить на гребень, который ведёт к вершине. 7 человек из 9ти пошли на разведку. Подойдя ко взлёту на гребень, мы начали его исследовать на лавиноопасность (снег шёл и несколько дней до этого). Илья начал копать... Внизу он нашёл смёрзшийся снег. По его заключению по этому склону можно было идти, но по одному человеку на 100 метров, больше могло не выдержать. Но Илья предложил другое - попробовать ночью подняться по южному скальному контрфорсу.

Мы вернулись в лагерь. Решено было так - в 3 часа ночи смотрим погоду. Если хорошая - идём пробовать. Иначе - вниз.

На вершину!

Цель видна и контрфорс скальный тоже виден.
Рассвет со склона.
"Спустила с высоты ты град камней,
Pазбила ногу ты и сердце мне.
Связал нас чёрт с тобой верёвочкой одной..."
Вершинка!

Землянский разбудил нас в 3 ночи с радостной информацией - погода отличная! Видно было все звёзды и даже больше. Все 9 человек пошли, никто не захотел остаться. В 3:30 мы вышли. Подойдя к контрфорсу мы надели кошки, поскольку склон из себя представлял смёрзшуюся сыпуху. Обычно в этом месте камнеопасно ( в прошлом году свистело, было видно даже издалека). Но сейчас все камни были прикрыты снегом и камнеопасности не было. По контрфорсу мы поднимались пешком до "предвершинной снежной шапки" примерно две ходки. Шапка представляла собой большие массы снега. Опасаясь попадания в лавину дальше мы пошли со страховкой. Вообще говоря я, планируя маршрут, не планировал использование крючьев (т.к. изначальный вариант подъёма был сенжно-ледовый). Но Илюха всё равно их взял - у него было три крюка. На них мы сделали станцию и первый пошёл по шапке. Говорят эта масса снега даже "ухала", но я не слышал. Сбоку, как раз метров через 50 был "скальный островок" - выступ, на котором можно было закрепить петлю. Следующую верёвка была до следующего "островка". Погода меж тем была прекрасная - был рассвет и ветра не было, небо над нами было чистое. Так что те, кто ждал провешивания верёвок, не только не мёрзли, но также фоторгафировали и любовались пейзажами. И последняя, третья верёвка была закреплена на ледорубе. Отмечу, что в качестве последней верёвки мы использовали сдвоенный репшнур. После верёвок до вершины оставалось пройти 5 минут по достаточно широкому ребру. Наконец вершина с этой стороны представляла маленький 5-метровый столбик. Последний участник был на вершине в 9.00 утра. Вид открывался отличнейший - было видно всё! Облака были, но намного ниже нас.

Домой

Дима к лагерю побежал первым, чтобы начать приготовление обеда. Остальные уходили по мере спуска парами и тройками. Примерно в 11.30 все были в лагере. Палатка Димой уже была собрана, а чай уже был заварен. Мы начали обедать. Я и Дима вышли сразу после еды - мы побежали тропить ледник назад, т.к. наши следы подъёма замело. Буквально за полтора часа мы спустились до самого конца ледника. Дождавшись остальных, мы побежали к машинам. Неслись мы быстро. У многих лица были красноватые, но не от скорости... Дойдя до машин, мы быстро упаковались и поехали домой. Обратный путь - Курай, Акташ и т.д. Ехать планировали мы до удачных ночёвок, но получилось заночевать только на каком-то пастбище, которое мы нашли по темноте. В итоге в этот день мы сначала набрали по высоте 500метров, затем спустились на 3.5км. Утром следующего дня каждая из машин поехала своим темпом домой.

Так как Ангелина обожгла сечатку глаз, мы заехали в Онгудай в аптеку за каплями. А случилось это потому, что Геля взяла непроверенные очки (пропускали ультрафиолет). Учитесь на нашей ошибке.

уже Новосибирская область, валяемся.

Фильм

Слайд-шоу, которое после похода нам сделала Оксана.