Выходные на Ак-тру Кутовенко 2008

Материал из Туристский клуб НГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Группа на Ак-тру

Трек

Файл:TrackUpToAktru.rar - тут можно скачать gpx трек примерно от 800го километра М52 до Голубого озера под вершиной Актру (через Курай, Кзылташ, кордон Перевалку и альплагерь Актру). Может быть полезен тем, кто не знает как доехать до Перевалки.

А тут можно визуально его глянуть.

Участники

Введение

Готовясь к походу III-ей категории сложности на Терскей Алатоо, было решено устроить тренировку-восхождение на Алтае. Для такой тренировки идеально подходила гора Ак-тру. Гора расположена на Северо-Чуйском хребте, высота по разным источникам колеблется от 4000 до 4100м над уровнем моря. Простейший путь на вершину имеет сложность 2А. Вылазка была запланирована на 4 дня: с 11 по 14 июля 2008 года. Нас собралось 8 человек, и мы договорились встретиться в деревне Курай (на Чуйском тракте), откуда уже совместно планировали выдвигаться до кордона Перевал на заказном Уазике, а затем пешком в долину реки Ак-тру. Пользовались описанием и напутствием Симонова Николая - http://sab.sscc.ru/~tour/Altay2000/Altay00.html.

Дорога до Курая и Перевалки

Бродим Тюте

Из Новосибирска 9 июля двое (Илья и Леонид) должны были выехать до Бийска на поезде, но так сложились обстоятельства, что Леонид отстал от поезда и в итоге не поехал. 11 июля в 3:40 утра остальные 6 участников выехали из Новосибирска на двух легковых машинах. В Курае мы были в 17:30, до Курая от Новосибирска 825 км. В деревне мы встретили Илью. От Курая до Перевалки ехать 24 километра, дорога проходит по Курайской степи. По пути нужно переехать вброд небольшую речку и в конце преодолеть крутой каменистый подъём длиной примерно 300 метров. Так как погода на днях стояла ясная, и дожди не шли, то было решено ехать на своих машинах (Toyota Camry, Лада 2110). От Курая сначала нужно ехать до моста через Чую, а затем дорога уходит вправо и идёт до холмов. Подъезжая к холмам, нужно будет переехать небольшую речку – наши машины с этим справились отлично.

После брода дорога уходит налево вдоль холмов. Затем перпендикулярно дороге будет проходить арык, и дорога уйдёт в лес. Тут есть два варианта пути: прямо и направо. По дороге прямо попадаются большие камни, но подъём относительно пологий. А если ехать направо, то подъём будет покруче, но и булыжников будет меньше. Мы поехали направо, и тем не менее в нескольких местах задели днищем камни. Приехали на Перевалку в 19:30, тут есть стоянка, где можно оставить машину за 100 рублей в сутки. Дальше до альплагеря в долине реки Ак-тру есть дорога, но по ней пройдет даже не каждый джип. До альплагеря остаётся 8 километров.

Дорога от Перевалки до альплагеря

В 20:00 мы выдвинулись в сторону альплагеря. Дорога идёт набитая, местами даже автомобильная. Вдоль дороги растёт жимолость, смородина, малина. Через 4,5 километра дорога выходит к реке Ак-тру и совсем выполаживается. И, казалось, что сбиться с пути невозможно, но тем не менее Катя случайно перебродила на другую сторону реки. В 22:00 мы встали близ альплагеря. Высота над уровнем моря 2000 метров.

От альплагеря до Голубого озера

Бараньи лбы
По леднику до Голубого озера

На следующий день (12 июля) мы встали в 5.30, вышли в 7.15. В сторону Голубого озера от альплагеря ведёт набитая тропа (по левой стороне Ак-тру), однако после пересечения уровня леса тропа выводит на морену, и дальше следует передвигаться по турам. Пройдя некоторое время по морене, мы вышли на поляну, на которой при желании можно переночевать и с которой виден ледник Правый Большой Ак-тру. Дальше дорога, круто поднимаясь, уходит вправо, оставляя слева большие скалы – бараньи лбы. После подъёма дорога выходит на морену ледника. Здесь мы вышли на ледник и прошли вдоль ближнего борта метров 800. Затем мы начали подниматься по тропе (которую видно) вправо (по ходу движения). Преодолев небольшой подъём, мы вышли к Голубому озеру, на часах 10.25. Около озера стоит жёлто-черный домик гляциологов. На домике написано, что высота над уровнем моря здесь 2840 метров.

Голубое озеро находится в расщелине между пиками Стажёров и Кзыл-Таш. Место это очень романтичное и поэтому мы решили тут заобедать.

Путь по леднику до взлёта на гребень Ак-тру

Идём по леднику
Последняя ступень ледника

В 12.10 мы выдвинулись дальше. От озера ещё метров 700-800 тропа шла по морене, а затем выводила на ледник. Трещины начинаются практически сразу, поэтому следует идти в связках. Пройдя немного по леднику, подошли к месту, где справа открылись большие трещины, «закругляющиеся» резко вниз к левому склону. Поэтому в этом месте ледника следует выходить на середину – там его проще распутывать. Нам повезло – в этом месте ледник был открытый. Однако после преодоления одной ступени ледника, мы вышли к месту, где было довольно много снега, пришлось надеть фонарики.

Практически все трещины были скрыты, поэтому скорость передвижения наша заметно упала. И вот когда до плато (которое перед взлётом на гребень) осталась одна ступень ледника, начала портиться погода. На фото изображена последняя ступень.

Скопление трещин в середине можно обойти либо слева, либо справа. Нам показалось, что слева положе, и мы пошли слева (наш путь пролегал примерно посередине фотографии). Т.к. погода портилась и видимость становилась всё хуже и хуже, то было решено становится на ночёвку, время 17.50. Как позже выяснилось, до плато мы не дошли примерно метров 800. Через некоторое время пошёл снег с градом, видимость упала до 10 метров. Нам лишь оставалось петь песни про хорошую погоду, надеясь на то, что утром будет солнечно и ясно. GPS показал высот 3550 метров.

Радиальное восхождение

Так и шли... Фотография с места ночёвки

На следующий день (13 июля) мы встали в 5.00, погода была замечательная, и даже проглядывался наш путь на гребень. Фотография с места ночёвки. Путь наш шёл на гребень через седловину.

В 7.50, оставив вещи в палатках, мы пошли покорять Ак-тру. В 8.20 мы уже начали подниматься на гребень. Крутизна этого подъёма около 25-30 градусов. Затем, поднявшись на гребень, нужно идти по гребню на восток. Опасность заключается лишь в том, что на север свисают опасные карнизы, поэтому по гребню стоит идти максимально близко к южному склону. Ещё перед вершиной будет небольшой спуск, а затем подъём. Последние 50 метров до вершины нужно пролезть по камням. На вершине мы были уже в 10.00. GPS показал высоту 4050метров. Сняли записку туристско-альпинистского клуба томского университета систем управления «Такт» от 20 июня 2008 года. Полюбовавшись и нафотографировавшись вдоволь, мы начали спуск.

Спуск

В 11.10 мы подошли к палаткам и начали сборы. В 12.10 вышли к Голубому озеру. В 14.20 мы уже были на Голубом озере. Решили устроить тут неспешный обед, расставаться с горами так не хотелось. Но всё когда-то кончается, и в 16.30 мы неохотно, но быстро двинулись дальше. Мы решили в альплагере не останавливаться, а пройти чуть дальше в сторону Перевалки. Как раз примерно посередине между альплагерем и Перевалкой есть место для стоянки с лавочками, костровищем и столом. На нём мы и остановились в 19.10. Следующим утром мы вышли в 9.20. На Перевалке неспешно погрузились в машины и поехали домой. В 13.00 мы проехали Курай, и нам оставалось 820 километров по М52. Домой мы приехали примерно в 1.30 уже 15 июля.